МЕНЮ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГНИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Аюрведа описывает важный фактор пищеварения и метаболизма в нашем теле, которым является Агни (огонь пищеварения). Принимаемая пища переваривается, всасывается и усваивается (что, в свою очередь, необходимо для поддержания жизни) благодаря Агни. В Аюрведе термин «Агни» употребляется в отношении переваривания пищи и метаболических продуктов.
Агни трансформирует пищу в форму энергии, которая отвечает за все жизненно важные функции нашего организма. Таким образом, Аюрведа считает Дехагни основой жизни, комплекции, силы, здоровья, питания, семени (шукры), оджаса, теджаса (энергии) и праны (жизненной энергии). (Чарака Самхита, Чикитсастхана, 15/3) [1]
Относительно важности Агни, Ачарья Чарака упоминает о том, что после остановки функционирования Агни, наступает смерть, и когда Агни у человека сама (уровновеш), то человек будет абсолютно здоровым и проживет долгую, счастливу и здоровую жизнь. Если же Агни слабый - весь процесс метаболизма в теле человека будет нарушен, что непременно приведет к заболеваниям. Отсюда следует, что Агни можно назвать основой жизни. (Чарака Самхита, Чикитсастхана, 15/4) [2]
Согласно современной медицине, процесы метаболизма, распада и деления происходят в каждой клеточке (дхату параману) нашего организма от рождения до самой смерти. Клетка – функциональная единица организма. Согласно Чараке, составные части организма, если в будущем делятся на атомы, несомненно, станут бесчисленными, так как подобные клеточки или атомы являются чрезвычайно многочисленными, мельчайшими и сверхчувствитель­ными. В соединении (conjunction) и разъединении (disjunction) клеток, активирующим фактором является Вата (Чарака Самхита, 7/17) [3]. В Сушрута Самхите мы можем видеть, как «Авайавайас» формируются из различных дхату (Сушрута Самхита, Ш. 4/25-30) [4]. Таким образом, на основании Чараки и Сушруты, упомянутые клеточки могут быть рассмотрены как дхату параману. Для осуществления постоянных процессов, протекающих в клетках, биологическая энергия является жизненно необходимой, без которой существования и выживание нашего тела станет невозможным. Та же самая биологическая энергия, производимая Агни, описывается в Аюрведе и бывает двух видов: потенциальная и кинетическая.
ОБЗОР И ОБЧУЖДЕНИЕ
Изучение Агни стоит проводить в двух аспектах:
  1. Определение Агни, данное в различных Аюрведических текстах.
  2. Нормальное физиологическое функционирование различных типов Агни.
В Брахмасутре Агни упоминается как признак жизни в теле. Огромная важность Агни рассматривается в классической литературе. Ачарья Ясака дает этимологию термина «Агни»: Агни = А + Г + Ни. Слово «А» означает «идти», «Г» - указывает на корень «Аньйа», что значит «сверкать», или на корень «Даха», означающий «гореть», «Ни» означает нести, поддерживать. Шанкарачарья иллюстрирует Агни как то, что поддерживает всё. Агни – это основа жизни, здоровья и так же возникновения болезней.
Вишвамбара – тот, кто поддерживает всю вселенную.
Агни и Питта? Не существует огня в теле без Питты (Сушрута).
Виды Агни. Чарака - 13 видов, Сушрута - 5 видов по субдоша питта.
Джатарагни - основной огонь область живота и ДПК.
Бхута агни
Дхатваагни
Джатарагни - он олицетворяет Калу (время) -Дханвантари. Он ответсвеннен за жизнь, оджас, за силу всех других агни, доблесть.
Когда он ослаблен это приводит к болезням.
Джатарагни самый важный, любое питательное в-во поступает в желудок и подвергается его действию.
Джатарагни воздействует на пищу 2-мя путями- прасад и кита(отходы)
формирование дхату зависит от Джатарагни.

4 видов агни:
1. Вишамагни-нестабильный, неустойчивый. (Вата)
2. Сама-агни – усваивает пищу правильно и в правильное время
3. Тикшна-агни - повышенное пищеварение, пища переваривается очень быстро (ощущение жжения внутри, сухость губ)
4. Мандаагни - медленное пищеварение (чаще Капха доша) Дханвантари- периваривает малое количество еды за огромное время.
Бхута-агни - переваривание панчамахабхута (эфир, воздух, огонь, вода, земля)
Они действуют после джатарагни.
Джатарагни - действие в желудке и ДПК, бхута агни-преобразование переваренных материалов в печени.
Дхату Агни - все семь дхату содержат свой собственный агни, и помогают преобразовать питательные в-ва и доставляются в свои собственные дхату через собственные щротасы (каналы).
Заключение: в лечение Питта и агни стоят рядом.
(Авторы: Акаш Кумар Агравал, К.Р. Ядав, М.С. Мина)
Перевод Крайнева Вероника