МЕНЮ
АЮРВЕДА
Сегодня часто говорят о здоровом образе жизни. Стало модным иметь красивое тело, свободное от болезней. Люди стремятся к этому любыми средствами в надежде стать счастливыми. Безусловно, физическое здоровье очень важно. Но многие ли задумываются над тем, что телесное здоровье не является целью жизни, что это лишь средство для достижения истинного здоровья? Это объясняется в Аюрведе – традиционной Ведической науке о здоровье, науке, определяющей и устраняющей источник болезни.

Нередко, когда мы заболеваем, мы спрашиваем себя – «почему именно я? За что?» Болезнь является очень действенным средством, способным заставить человека задать себе глубокие вопросы. И Аюрведа дает ключ к пониманию скрытых причин болезней, предлагает уникальные по простоте и действенности методы лечения. Поэтому сегодня Аюрведа широко распространена и очень высоко ценится как истинная медицина. О том, что такое истинное здоровье с точки зрения Аюрведы, рассказывает специалист в области Аюрведы, врач Андрей Головинов.

Андрей Головинов: Аюрведа является наиболее древней медицинской системой из известных ныне человечеству. Аюрведа зародилась на территории Индии и сейчас она известна по всему миру. Она имеет очень большую популярность в западных странах. Слово «Аюрведа» означает наука о полноценной здоровой жизни. «Аю» означает жизнь, полноценная жизнь, жизнь, наполненная смыслом, счастьем. А слово «Веда» означает наука или знание.

Сегодня мы поговорим с вами о здоровье с точки зрения Аюрведы. Всемирная организация здравоохранения описывает состояние здоровья или определяет его как состояние полного физического, социального, психоэмоционального и духовного благополучия. Интересный факт состоит в том, что Всемирная организация здравоохранения взяла это определение из очень древнего аюрведического трактата, который называется Сушрута-самхита. Это определение говорит о том, что здоровье слагается из четырех составляющих.

Первая составляющая здоровья называется на санскрите «ародья». Ародья – это состояние, когда у человека отсутствуют физические страдания, физическая боль. То есть это состояние физического здоровья, физического благополучия. И ситуация в современном мире состоит в том, что люди думают, что здоровье заканчивается на этом аспекте. Когда мы идем к врачу, мы жалуемся на что? Врач спрашивает – «на что жалуетесь?» И мы жалуемся на какие-то физические боли, головную боль, боль в животе, что-то еще, на более серьезные проблемы. И всё это связано с телом. Но интересно, что никто не жалуется на то, что он завидует, или что он жадный, или что он находится в страхе… Если вы придете к врачу и начнете жаловаться на подобные вещи, то это будет выглядеть довольно таки странным в современной ситуации. И не каждый врач способен будет помочь вам в этой ситуации. Но Аюрведа говорит о том, что здоровье – это более широкое понятие.

Второй аспект Аюрведа называет «сукха». Сукха – это здоровье на уровне социального благополучия. То есть это то состояние, когда человек удовлетворен следующими моментами:
- он удовлетворен работой, которую он выполняет, он удовлетворен своей профессией;
- он удовлетворен зарплатой, которую он получает;
- он удовлетворен женой, детьми, своим семейным положением;
- он удовлетворен тем местом, в котором он живет, правителем этого места.

Это социальное благополучие, социальное здоровье. Человек должен быть удовлетворен и на этом уровне, он должен испытывать состояние счастья в этом аспекте. Только тогда его можно считать социально здоровым.

Существует также третья составляющая здоровья, называется она на санскрите «свастха». Буквально в переводе на русский язык это означает «самодостаточность, самостоятельность». Это означает, что человек, здоровый в этом аспекте, должен уметь ответить на вопросы - кто он, для чего он живет и какова цель его жизни. Если он не способен ответить на эти вопросы, Аюрведа считает такого человека больным.
Существует также четвертый, самый высший аспект здоровья, который называется «свабхава» или «ананда». Это означает духовное блаженство. Это то состояние, когда человек возобновил свои отношения с Богом, счастлив в своих отношениях с Ним.

Однажды ко мне на прием пришла женщина. Я даже сначала не понял, какого возраста и пола был человек, который зашел в мой кабинет. У нее было грузное бесформенное тело, очень грубый властный голос. И она пожаловалась на то, что у нее постоянные приступы гипертонии и начинающиеся приступы астмы. Единственное, что она хотела – излечиться от этих болезней. Эти болезни были на физическом уровне. Когда я пытался вывести ее на уровень причин, когда я спрашивал ее о том, удовлетворена ли она своей работой, всё ли хорошо в семье, она очень странно реагировала. Она говорила – «а зачем вам это, доктор? Лечите меня от астмы, лечите меня от гипертонии. Вот этим я страдаю, а всё остальное вас не должно волновать. Дайте мне таблетки, и я пошла». Даже для того, чтобы доказать, что кроме таблеток нужно еще применить многие-многие методы, в том числе, например, правильно питаться, вовремя ложиться спать, пройти курс очистительных процедур, мне понадобилось очень много усилий, чтобы доказать, что это тоже важно, не только таблетки. Несколько месяцев мы лечили ее в нашем центре, и в принципе мы достигли успеха, у нее ушла гипертония, прекратились приступы астмы, и она ушла очень довольная.

Через некоторое время пациентка вернулась. Я был слегка удивлен, что она вернулась, потому что это нетипично для современной ситуации, когда человек приходит с такими вопросами, с которыми она пришла ко мне. Она сказала – «у меня нет теперь приступов гипертонии, нет приступов астмы. Но что же дальше, доктор? Что же мне дальше теперь делать со всем этим? Я здорова, но я не чувствую счастья». Тогда я стал задавать ей вопросы, которые касались более глубоких аспектов ее жизни. Я спросил, любит ли она свой труд. Она сказала, что ненавидит свою работу, что она работает главным бухгалтером в крупной организации, что начальник ее не ценит и не уважает, что работает она только за зарплату, потому что муж ее давно пьет, она называла его не хорошими словами. Дочь как только вышла замуж, перестала общаться с родителями, потому что ей надоели постоянные размолвки, внука она видит редко… В общем такой вот сыр-бор. И когда она это говорила, она была очень печальна, говорила очень печальные вещи. И интересно, что Аюрведа способна работать с человеком на этом уровне, она способна дать здоровье на социальном уровне, она имеет методы, с помощью которых можно дать человеку социальное здоровье.

Я спросил ее, любит ли на своего мужа, остались ли какие-то чувства у нее к нему, были ли они когда-то? Она сказала, что эти чувства были, но свои семейные отношения они построили на телесной привлекательности друг к другу.

Время шло, тела старились, и постепенно они начали ругаться, что-то прокралось в их отношения. И муж стал выпивать, она стала его за это ругать, а он стал еще больше пить, бросил работу, стал таким тунеядцем, лежал на диване, ходил к друзьям «на гараж», как она говорила, там выпивал, приходил домой, ложился на диван и больше в принципе ничего не делал. Естественно это ее не удовлетворяло.

Я предложил ей в первую очередь разобраться в отношениях с мужем. Это было достаточно абсурдное предложение для нее. Она сказала – «как можно помочь безнадежному алкашу? Невозможно помочь». Я предложил ей посмотреть на своего мужа как на человека несчастного, на человека, который попал в ситуацию, из которой нужно помочь ему найти выход. Нужно отнестись к нему как к больному человеку, как к человеку, который страдает. И было предложено кормить его. Аюрведа предлагает именно такие методы, очень простые методы. Путь к сердцу лежит через желудок.

Особенно путь к сердцу мужчины лежит через желудок, это очень известное изречение. Ей было предложено кормить мужа. Когда я спросил, как давно она готовила для мужа, она очень грустно, опустив глаза, сказала, что давно. Она на самом деле забыла, когда она готовила для мужа. И пища может передать чувства. Особенно чистая пища, пища, неоскверненная убийством, вегетарианская пища, она способна передать чувства повара, чувства человека, который готовит для другого человека. И мы с ней обсуждали этот вопрос как раз, передачи чувств, что ему на самом деле, может быть, не хватает любви, не хватает какой-то ласки, какой-то нежности, заботы. И он ищет это в водке, ищет это в алкоголе.

А у нас в центре проводятся специальные курсы Ведической кулинарии, это особое искусство управления эмоциями мужчины через пищу. Она была очень способной ученицей, она очень быстро усвоила все наши уроки, и она начала практику. Каждое утро она вставала очень рано, она садилась в чистом месте на стульчик, и, прикрыв глаза, желала своему мужу здоровья и счастья. Каждое утро. Она мысленно представляла его и желала ему здоровья. После этого она красиво одевалась, шла на кухню, и стараясь вложить как можно больше любви… Потому что поначалу ей давалось на самом деле это очень трудно, несколько раз она срывалась, прибегала к нам в центр и говорила – «я больше не могу». Она лила слезы, мы ее успокаивали и говорили, чтобы она продолжала. Она готовила с любовью и пыталась вложить лучшие чувства в эту пищу.

Муж, конечно же, был сначала очень обеспокоен, даже сначала как то ругался, называл какими-то нехорошими словами, но, тем не менее, через какое-то время он стал есть эту пищу. Ведическая кулинария предлагает удивительные блюда, которые не только на вкус и запах, но еще и на цвет… Только уши, наверное, не включены в этот процесс. И он почувствовал вкус в этом. Он почувствовал, что о нем заботятся, он почувствовал какую-то любовь. И через какое-то время он сломался. Он вдруг заплакал и стал говорить ей удивительные слова, что на самом деле он ее давным-давно любит, и просто он страдает, и хотел бы возобновить отношения. То есть такая была красивая интимная сцена, о которой мы, конечно же, не будем говорить, но результат нас очень порадовал. То есть она смогла раскрыть его сердце, смогла наладить с ним взаимоотношения.

Интересно, что после этого, после того, как у них наладились взаимоотношения, она бросила работу. Очень интересный такой факт. Но оказалось, что на самом деле в тайне она мечтала воспитывать внука. И так как у них в семье всё уладилось, то и дочь стала чаще приходить к ним домой в гости, и муж дочери также стал хорошо относиться к ее родителям, внука стали отдавать бабушке, и бабушка была счастлива и забыла в принципе о том, что ей нужно вообще работать. И ее муж, которого она упорно называла нехорошими словами, но теперь прекратила это делать, называла его лучшими словами, он вдруг вспомнил, что когда-то был хорошим телемастером. Он нашел своего старого друга, с которым они работали, в то время его друг уже был директором сети магазинов бытовой техники, и он взял его на работу начальником гарантийной мастерской.

Можно было бы остановиться на этой прекрасной ноте. В принципе она пропала, около года мы ее не видели. И вдруг как-то под Рождество у меня дома раздался телефонный звонок. Я снял трубку и услышал ее голос. Она сказала – «мне срочно надо с вами встретиться». Я подумал, что что-то случилось там. На следующий день она пришла. Глаза опять были грустные. И удивительно, что глубина этой грусти была еще глубже. Она сказала – «странное дело. У меня теперь всё есть. У меня есть хорошие семейные отношения, у меня есть любимое занятие, я чувствую себя прекрасно.

Но я чувствую где-то глубоко боль». Она сказала – «на самом деле я теперь глубоко чувствую, насколько всё зыбко, насколько всё временно. Время летит так быстротечно. Оно всё короче и короче, с каждым мигом всё короче и короче.

День за днем летят как секунды. И я понимаю, что когда-то это кончится. Как мне быть? Как мне уложить всё это внутри себя».

Она вдруг стала задумываться, что счастье и страдание идут рука об руку, что счастье мимолетно, что жизнь когда-то кончится смертью. И что же с этим делать? У нее возник вопрос, что с этим делать? Таким образом, теперь вся эта идиллия, которая ее окружает, как ее сохранить? Даже не то, как ее сохранить, а что теперь с этим делать? На самом деле возник более глубокий уровень вопросов. И здесь наступает момент, когда врач должен стать для пациента духовным наставником. Все древние врачебные традиции говорят о том, что врач является духовником, он является наставником. Пациент на данном этапе должен стать философом. Потому что только философское отношение к жизни может спасти от ощущения боли в этом аспекте. Это также лечение, это оздоровление, третий аспект здоровья.

Материальный мир полон двойственности. Страдания сменяются счастьем, счастье сменяется страданиями, черная полоса сменяет белую. Качели жизни качаются. Но человек должен выйти за переделы этой двойственности. Он должен понять, что он никаким образом не касается материальной энергии. Потому что по своей природе человек является душой. Душа полна вечности, она вечная.

В нашей жизни бывают моменты, когда мы очень остро осознаем, что мы являемся духовным существом. Например, когда мы теряем близких. Когда мы потеряли близкого человека, мы видим, что его тело вот оно, здесь. Но посмотрите, как причитают женщины. Они говорят – «на кого же ты нас покинул?» Кто покинул? Можно подойти и спросить.

Конечно, в такой момент такие вопросы не задаются, но можно задать себе этот вопрос – кто покинул это тело? Где он сейчас и кто это? Ни у кого нет сомнений в момент смерти близкого человека, что он жив, что он рядом с нами, что он перешел просто в какую-то другую, иную реальность, что он является существом вечным. Проблема лишь в том, что мы не можем сохранить это осознание достаточно длительное время. Проходит несколько недель, может быть месяцев, и этот опыт забывается нами. Вот то состояние тихой грусти и красивой печали, которое мы ощущаем в этот момент – на самом деле это духовное состояние. Мы в этот момент осознаем, что являемся духовными существами, и тот человек, который покинул нас, является духовным существом.
Нужно перестать отождествлять себя с телом и с атрибутами этого тела. Это значит, что человек должен перестать видеть других личностей, других людей как, скажем, финансовое положение их, воспитанность или невоспитанность их, образованность или необразованность, и т.д. Это взгляд с позиции двойственности. Взгляд с позиции за пределами двойственности означает то, что человек просто видит, что перед ним находится душа и общается с ним на этом уровне. Это определяет психоэмоциональное равновесие. Соответственно психоэмоциональное равновесие напрямую определяет физиологическое равновесие, то, что Парацельс называл гомеостазом. Гомеостаз – это состояние полной гармонии с внешним и внутренним пространством, с внешним миром и с внутренним миром.
Одной из трех коренных причин болезней Веды называют прагья-апарадху. Прагья-апардха в переводе с санскрита означает преступление против собственной естественной мудрости. Она включает в себя такие вещи, как например оскорбительное отношение к окружающим людям и к Богу, оценка личности с точки зрения каких-то внешних атрибутов. Это называется джива-апарадха, преступление против души, оскорбление духовной природы человека. И внешняя материальная природа так устроена, что она как личность, как мать, она воспитывает нас. Если мы негармонично существуем, то она наказывает нас с помощью болезней. Если человек осознал своё истинное духовное я, то он черпает радость и удовлетворение в этом понимании. Это даёт ему огромные силы перед лицом величайших трудностей, он способен выдержать их очень стойко.
Есть удивительная история о том, как человек превзошел свою телесную природу. Этот человек был евреем по национальности, и во время второй мировой войны попал в концлагерь (Виктор Франкл). Нацисты всячески издевались над ним. Но он нашел где-то внутри, в своем сердце нашел источник радости, источник счастья, который не зависел от того, как над ним издеваются. Это очень сильно впечатлило нацистов. И кончилось это очень интересно – они отпустили его. Они поняли, что с ним нечего делать, он не реагировал на всё то, что они с ним делали.Это очень интересная иллюстрация. На самом деле, если человек найдет в себе этот источник радости и счастья, то получит свободу, получит большую свободу от материальных страданий. Другими словами четвертый аспект здоровья называется счастье. Полное счастье. Русское слово «счастье» означает «быть частью». Корень в этом слове – «часть».
Часть Бога. Душа является фрагментарной частицей Бога, мельчайшей частицей, неделимой частицей. Меньше души нет ничего. Больше Бога нет никого. И эти взаимоотношения между самым большим и самым маленьким дают огромное наслаждение, то, что называется «анандой» на санскрите. И это и есть четвертый аспект здоровья. Если человек испытывает счастье этих взаимоотношений с Богом, с окружающими его живыми существами, которые также являются частицами Бога – это и есть четвертый аспект здоровья, высший аспект здоровья, это высшее здоровье.
Жизнь – это энергия души. Это феномен подробно раскрывает Аюрведа – наука о естественном, наполненном счастьем существовании, о Жизни с большой буквы. Интуитивно мы тянемся к духовной жизни. И осознав себя духовным существом, человек перестает испытывать отрицательные эмоции и болезни его больше не беспокоят. И задача Аюрведы как живой личностной науки заключается в постепенном возвращении человека к его уникальной духовной природе, а значит и здоровью в высшем понимании этого слова.