МЕНЮ
Дипломная работа Елизаветы Ильиных

«Особенности возникновения, течения и лечения ЛОР заболеваний с аюрведической точки зрения»
Вступление

Я воспринимаю аюрведические каноны, как всеобъемлющую инструкцию к применению для жизни, позволяющую гармонично взаимодействовать с природой на всех планах. Нарушение же этих правил ведёт к дисбалансу и заболеваниям. Болезни являются лишь следствием и своего рода сигналом для возвращения человека к осознанной жизни. Видя множество пациентов с ЛОР патологией, возникает желание помочь им. И абсолютно понятно, что без решения глубинных проблем, невозможно искоренение заболевания. В данной работе я решила не углубляться в содержание учебника оториноларингологии, а осветить эти процессы с позиции знаний Аюрведы, уделив особое внимание тонким причинам заболеваний. В медицинском ВУЗе нам говорили, что для пациента существуют два пути, болезни и здоровья (проводником на котором является врач). От того, чью сторону выберет человек, зависит исход. Мне было важно сделать акценты на том, как донести до пациентов простым языком основные важные положения этой науки, которые позволят человеку осознанно встать на сторону здоровья. Однако, стоит отметить, что это только некоторые общие сведения для ознакомления с методами поддержания здоровья. Знания доктора должны быть глубокими и реализованными, тогда рекомендации врача смогут быть приняты и применены пациентом, принеся пользу. Для получения знаний необходимым условием является соблюдение парампары, которая обеспечивает авторитетную передачу знаний от учителя к ученику. Процесс обучения доктора постоянно продолжается. Его искусство состоит в том, чтобы опираясь на свои знания и опыт, выбрать и дать рекомендации, полезные для конкретного пациента, доступным языком, с учётом времени, места и обстоятельств. Доктор, как проводник и инструмент в помощи Бога человеку.

Удивительно, что все люди жаждут чудес, не замечая их и принимая как должное факт рождения человека, его развития, сложных механизмов поддержания жизнедеятельности и многое другое.

Чаще всего за помощью к врачам обращаются пациенты с уже укоренившейся болезнью, требующей серьёзных врачебных вмешательств. Кроме того, даже получив такую помощь и испытав облегчение, многие не хотят прикладывать усилия к осознанию и устранению причин их недугов.

В любом случае, при возникновении заболевания, необходимо проконсультироваться с врачом. Если это необходимо, провести дополнительные исследования и строго соблюдать рекомендации.

Общие понятия о строении и функции ЛОР органов

ЛОР органы имеют достаточно сложное анатомическое строение, хорошо кровоснабжаются, иннервируются, имеют развитую сеть лимфатических образований. Наличие воздухоносных полостей в черепе обеспечивает резонаторную и защитные функции. Слизистая, выстилающая дыхательные пути, в зависимости от расположения, выполняет множество функций, таких как увлажнение поступающего воздуха, очищение, согревание его, обеззараживание и т.д. Наличие органов верхних дыхательных путей позволяет человеку дышать, ощущать вкусы и запахи, говорить и слышать.

Воздух, поступая через ноздри в полость носа согревается, увлажняется, обеззараживается. Попадая на слизистую, молекулы пахучих веществ увлажняются и происходит восприятие запахов. В полости черепа имеются воздухоносные пазухи, выстланные изнутри слизистой оболочкой, которые так же, как и полость носа участвуют в подготовке воздуха к дальнейшему газообмену. Кроме того, наличие пазух позволяет значительно уменьшить массу костного скелета черепа, придает ему прочность и участвует в звукообразовании. Человек может осуществлять дыхание и через рот, но дыхание носом более физиологично и полезно.

Далее воздушный поток через носоглотку поступает в гортаноглотку, трахею, бронхи, и к лёгким, где происходит газообмен. Далее отработанный воздух устремляется наружу. Проходя через гортань, благодаря колебанию голосовых связок, возможен процесс голосообразования.

Полость рта снабжена зубами, языком, слюнными железами, лимфоидными образованиями различного калибра, что позволяет формировать и продвигать пищевой комок, ощущать вкус пищи, артикулировать, осуществлять акт дыхания, обеззараживать поступающую в организм пищу воздух. Из ротоглотки пищевой комок продвигается в гортаноглотку и потом в пищевод.

Уже не раз упоминались лимфоидные скопления, наиболее крупными из которых являются парные нёбные и трубные, а также непарные глоточная, язычная и гортанная миндалины. Более мелкие в слизистой оболочке ротоглотки и на задней стенке глотки. Всё это составляет мощную защиту организма на пути входа в дыхательный и пищеварительный тракты.

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Через барабанную перепонку он связан со средним ухом, которое сообщается с носоглоткой посредством слуховой трубы. Среднее ухо состоит из сообщающихся между собой воздухоносных полостей, в том числе полостей сосцевидного отростка, и цепочки мельчайших слуховых косточек, которые передают звуковые колебания от перепонки к внутреннему уху. Оно состоит из костного и включенного в него перепончатого лабиринта. Там происходит преобразование механических колебаний звуковой волны в электрический импульс, который далее поступает в соответствующие зоны мозга и воспринимается нами как звук. Кроме того, там располагаются вестибулярные рецепторы и происходит рецепция вибрационных стимулов.

Это лишь общие положения для понимания строения и функционирования ЛОР органов с точки зрения академической медицины.

Далее я хотела бы дополнить их общими представлениями знаний Аюрведы, поскольку в Аюрведической традиции ни одну область медицины, ни одно заболевание или состояние невозможно рассматривать в отрыве от общих базовых принципов поддержания здоровья в целом и органов дыхания в частности.

Общие представления знаний Аюрведы о функции дыхания

В Аюрведической традиции считается, что с воздухом через дыхательные пути в организм проходит поток праны, необходимой жизненной энергии, что является важным условием поддержания здоровья. Дыхание рассматривается не просто как движение воздуха и работа легких. Это один из тонких уровней бытия, именуемый пранамайя-кошей, а также механизм, при котором Прана, животворная энергия, входит в тело и одухотворяет его. Сама по себе Прана – это сущность разума и жизни тела. Она служит связующим звеном между телом и умом. Эта связь проявляется при каждом изменении параметров дыхания и при каждой перемене настроения, изменение одного, ведёт к изменению другого. Когда мы счастливы, мы дышим ровно и полной грудью. При депрессии дыхание становится неравномерным и судорожным. При гневе появляется одышка. При страхе мы начинаем дышать учащённо, неглубоко и неравномерно. Вообще, стресс отражается на дыхании быстрее, чем на большинстве других физиологических функций.

Вейль в книге «Спонтанное исцеление» пишет: «Именно сила дыхания – ритмичные изменения давления в грудной клетке – обеспечивает циркуляцию лимфы, необходимую для очищения крови».

К истощению Праны ведёт не только стресс, но и, на пример следующие факторы: привычка к неправильной схеме дыхания; потребление «мёртвой» пищи и вредные привычки в области питания; длительные разговоры, споры, крик, визг, плач; проблемы с пищеварением и выделением, в том числе понос, запор, избыточное мочевыделение и избыточное потение; а также сексуальные излишества. Кроме того, затрудняется движение Праны при закупорке какого-либо из нади-семидесяти двух тысяч энергетических каналов. Если течение Праны по какой-либо причине нарушается на длительное время, доши выходят из равновесия, что неизбежно влечёт за собой болезнь.

Мысль и дыхание всегда идут рука об руку. Когда мы напрягаем ум, дыхание становится затруднённым; когда же ум работает ровно и спокойно, дыхание остаётся равномерным и глубоким. Но важно, что верно и обратное. Стоит лишь успокоить дыхание, как ум и эмоции так же успокаиваются, а вслед за ними приходит в равновесие и физиология.

Если понаблюдать за младенцем, то можно заметить, что в акте дыхания задействована вся грудная клетка, и бока, и спина. Такое естественное дыхание задействует лёгкие на полную мощность, и производится без малейших усилий. Но затем из-за стрессов, болезней, неправильной осанки или дурных привычек мы утрачиваем этот навык. Мы бессознательно сдерживаем дыхание либо принимаем неудобные позы, препятствующие свободному течению воздуха. И это в буквальном смысле слова убийственно, поскольку преграда на пути дыхания – это преграда потоку Праны, без которой и нет жизни. Очень часто при нормализации потоков Праны при выполнении дыхательных гимнастик, происходит высвобождение сдерживаемых порой годами страхов, зажимов и через какое-то время человек очищается от токсинов-эмоциональных стрессов, которые, подобно непереваренной пище, блокировали поток сознания в теле. На самом деле, дыхание, наряду с порами кожи, потовыми железами, мочой и калом, - это один из пяти естественных путей детоксикации. С каждым вдохом обогащённая кислородом кровь очищает тело, а с каждым выдохом из организма выводятся углекислый газ и другие токсичные отходы.

Особенности Аюрведического подхода к здоровью

Существует восемь основных разделов Аюрведической медицины. Та её часть, которая отвечает за раздел оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии, называется «Урдхванга чикитса» - дословно «то, что расположено выше ключиц».

Аюрваеда рассматривает холистический (целостный), психосоматический, индивидуально-типологический (теория Тридоша), натуропатический подходы.

Тридоша-важнейшее понятие в Аюрведе, без которого невозможно понимания глубины процессов. Суть сводится к тому, что существуют изначальные энергии, которые дают начало пяти первоэлементам (огонь, вода, ветер, эфир и земля), и они, в свою очередь, дают начало трём дошам (Вата, Питта, Капха).

Особенно важно в Аюрведе – акцент на образе жизни:

1.Ахара-«то, что проникает в нас извне». Это питание. Тот, на чью жизнь вы права не имеете, будет разрушать ваше здоровье.

2.Вихара-распорядок, режим дня, режим жизни. Врач должен рассказать пациенту общие правила режима дня, когда правильно принимать пищу.

3.Аушадха-«лекарство, несущее свет». В Аюрведе говорится, что всё, что нас окружает, суть лекарство. Только нужно знать, как это использовать.

Четыре уровня здоровья:

ВОЗ описывает здоровье, как состояние физического, социального, психического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов развития. Во многом это определение совпадает со взглядом Аюрведы:

1.Арогья-«отсутствие физических страданий», физическое благополучие. Это базовый уровень.

2.Сукхам-«мирское счастье или счастье нахождения в социуме, в семье». Человеку важно быть благодарным за то, что у него есть. Важно понимать, что всё, что приходит в жизнь человека, призвано его чему-то научить. Сукхам подразумевает удовлетворённость от взаимоотношений, от деятельности и материального положения. Есть два типа передачи знания от врача к пациенту. Это возможно, когда сформированы отношения учителя и ученика. Киртан-это значит, что врач говорит, а пациент записывает. Ачар-личный пример, это когда мы не говорим, а делаем. Не говорим своим близким, как меняться, а меняемся сами. И когда мы меняемся сами, ачар даёт силу в киртане.

3.Свастха-«укоренённость в самом себе», т.е. понимание своей собственной природы, своей духовной природы, понимание, кто я есть на самом деле, что я являюсь душой и что она вечна, несмотря на то, что мигрирует из одного тела в другое. Этот уровень понимания возможен только при одном условии: если человек осознаёт то, что все объекты, явления и события, приносящие удовлетворённость на втором уровне, временны, преходящи. Итак, свастха-это психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере, сфере ума.

4.Ананда-«безграничное счастье». Это счастье, радость, благополучие. Но это уже духовное счастье, духовная радость. Духовное благополучие, -подразумевающее, что вы постоянно испытываете чувство счастья, что бы не произошло, что бы не случилось, вы постоянно счастливы, удовлетворены, радостны, благополучны и, более того, это счастье постоянно увеличивается. Увеличивается не резко, а постепенно и постоянно. Каждый день всё больше и больше счастья.

Если врач сумеет помочь пациентам пройти эти этапы, то это будет совместная духовная практика. Таким образом для врача его медицинская практика становится духовной.

Все воздействия, которые мы можем использовать при лечении пациента, идут через пять чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Часто проблемы приходят через чувства, и лечим мы тоже через чувства.

Согласно Аюрведе, здоровье – это не просто отсутствие болезни, это равновесие тела, ума и сознания. Здоровье представляется, как уравновешенное состояние трёх телесных субстанций (дош), семи тканей (дхату), трёх видов отходов(мал) и метаболического огня (агни), в сочетании с ясностью и равновесием чувств, ума и духа.

Меры поддержания здоровья в Аюрведе:

Диначарья (режим дня), в том числе благое поведение - не начинайте никакого дела, если оно не принесёт блага всем живым существам.

Трайя упастхану: регулярное питание, сон, регулируемая половая жизнь.

Ритучарья-поведение в сезон (питание, одежда и т.д.)

Естественные позывы, которые не должны сдерживаться или игнорироваться. К теме данной работы больше относится сдерживание позывов к чиханию, кашлю, зевоте, отрыжке воздухом, рвоте, сдерживание слёз, сдерживание жажды. Хотя и все остальные не менее важны, так как организм человека рассматривается, как единое целое.

Сдерживание и контроль позывов ума (гнев, зависть, вожделение, жадность и т.д.)

Необходимо не допускать этих состояний и понимать, почему они происходят.

Важно учитывать время, место и обстоятельства.
Развитие заболеваний с точки зрения Аюрведы
Причины болезней:

1.Прагья-апарадха (осознанное преступление против мудрости) влечёт за собой проявления в виде анартх (негативных стереотипов поведения – таких как гнев, зависть, обида, страх, жадность), которые, проявляя себя, будут вызывать болезни. Наши эмоции материальны, они запускают механизмы реализации болезней.

2.Асатмья-индрияартха-самйог (негармоничное использование чувств), вызывает ментальное беспокойство. И, кроме того, это означает негармоничный контакт чувств с объектами восприятия как в количественном (избыточный контакт чувств, недостаточное использование чувств), так и в качественном отношении (использование чувств не по назначению-контакт с теми объектами, которые нам не нужны).

У нас есть пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Мы должны использовать их таким образом, чтобы наслаждаться жизнью, но, чтобы не было негативных последствий.

Существует четыре варианта использования чувств. Три из них всегда приводят к болезням.

1) Избыточное использование чувств, перегрузка. На пример зрительная или слуховая перегрузка.

2) Недостаточное использование чувств. Например, чувство вкуса. Питаться необходимо в меру. Есть определённое количество пищи, которое нам необходимо, но мы можем недоедать, голодать. В результате - недостаточное использование чувства вкуса.

Аюрведа не приветствует чрезмерное голодание. Есть определённые лунные дни, когда можно разгружаться. Это 11-й день от полнолуния и 11-й день от новолуния. В эти дни благоприятно поститься. Необязательно полностью отказываться от пищи. Достаточно отказаться от зерновых продуктов, бобовых, нежелательны мёд, баклажаны, пища должна быть не слишком острой. Подразумевается, что пища должна быть здоровой. С точки зрения Аюрведы, здоровая пища – это молочно-растительные продукты (зерновые, молочные, бобовые, фрукты, овощи, орехи, зелень, масла, специи).

3) Извращённое использование чувств. Использование чувств нарушается не количественно, а качественно, если человек делает то, что не предназначено его природе. Например, в этой форме тела нам не предназначено употреблять алкоголь. В Аюрведе голворится, что есть главная причина, по которой люди начинают употреблять алкоголь и наркотики, - дефицит удовлетворения.

4) Гармоничное использование чувств, количественное и качественное. Например, когда мы едим здоровую пищу и в меру.

3.Кала-паринама (трансформация времени). Мы что-либо делаем не вовремя. Например, мы не вовремя встаём и ложимся, принимаем пищу, работаем и отдыхаем.

Махатма Ганди высказал мудрую мысль: «Давайте станем той переменой, которую мы хотим видеть в окружающем мире». Если мы говорим о том, что в окружающих людях что-то не так, давайте сначала улучшим это в себе. С каждого из нас начинается общество.

В Чарака Самхите говорится, что лекарством от всех болезней является подобающее использование разума, чувств и уважение к времени.

В Аштанга Хридая Самхите болезнь рассматривается, как дисбаланс Тридоша, а здоровье, как их баланс.

Механизм развития болезней.

Всего их шесть. Чем раньше мы болезнь обнаружили и прервали, тем лучше.

1.Психофизиологическая стадия. Это стадия, на которой формируется и начинает проявляться прагья-апарадха, негативные стереотипы поведения, анартхи. Они начинают себя проявлять. На пример такая анартха, как гнев. И постепенно у человека формируется стереотип поведения-гневаться по любому, даже пустяковому поводу. Зависть-завидовать по любому поводу. Обида-обижаться на ерунду. Анартха настолько укореняется в поведении человека, что он перестаёт её замечать. Обычно мы замечаем в других то же самое, что есть в нас самих. Человек начинает воспринимать свои анартхи, как нормальный образ жизни. И если вы из чувства сострадания скажете ему о его проблемах, он вас не поймёт. На этой стадии люди редко приходят к врачу, чаще человек должен сам у себя обнаружить врагов ума, тогда легче будет с ними работать. С врагом нужно подружиться. С внутренним врагом нужно что-то делать, иначе болезнь перейдёт во вторую стадию.

2.Эта анартха начнёт проникать в наше тонкое тело. Тонкая, метафизическая структура включает в себя чувства, ум, разум и ложное эго. Особенно опасно, если это будет проникать в ложное эго-это такое место, откуда потом это извлечь очень трудно.

3. Нейроэндокринная стадия. Это всё ещё скрытый, латентный период. На этой стадии начинаются телесные изменения. Они затрагивают регулирующие функции нервной и гуморальной систем. Нервная система осуществляет контроль и регуляцию. И на этой стадии контроль уже начинает теряться. Гормоны, эндокринная система выполняют роль заместителей нервной системы. Нервная система осуществляет общую регуляцию, а гормональная на местах. Каждый гормон отвечает за определённые органы и системы. Происходит сбой в выработке гормонов. Гормональный баланс-это, жёсткая константа. Причём, у представителей разных конституций-свой уровень гормонов. На этой стадии болезнь ещё легко излечима. Но если не принять мер, она может перейти в четвёртую, так как гормональная система отвечает за обмен веществ, постепенно произойдёт его нарушение и в организме будут накапливаться продукты неполного метаболизма, или ама.

4.Токсическая. Могут быть вялые симптомы: вялость, утомляемость, слабость, головные боли, неприятный запах изо рта, неустойчивый стул, высыпания на коже. Пациент безрезультатно ходит по врачам. Иногда выставляется диагноз синдрома хронической усталости. Эта стадия считается излечимой. На этой стадии необходимо применять методы детоксикации, однако они должны быть мягкими, не травматичными, деликатными и главное постепенными. При этом акцент надо делать на устранении причины заболевания и менять образ жизни. Если этого не сделать, болезнь вернётся. И так три направления: устранить причину, менять образ жизни и лечить, применяя натуропатические методы.

5.Накопившись в определённых органах, ама даёт о себе знать развитием патологии данного органа. Человек обращается к врачу. Если начать подавлять симптомы, то болезнь вернётся туда, где она не была проявлена и если этим удовлетвориться, то через некоторое время болезнь вновь даст о себе знать, сможет проявляться время от времени, становясь хронической.

Итак, наша задача-не подавлять симптом, а указать пациенту на причину, на образ жизни и на лечение. Лечится сам пациент, а врач ему помогает. Иногда болезнь начинает излечиваться через кризис. Об этом надо предупредить пациента.

6.Шестая стадия считается необратимой. Возникает неизлечимая болезнь. Итак, первые три-легко излечимые, четвёртая-излечимая, пятая-трудно излечимая, а шестая-неизлечимая. Пациенту придётся всю оставшуюся жизнь жить с этой болезнью и считаться с этим. Соблюдать диету, правила поведения, распорядок дня. А если он не прислушается, то столкнётся с той же самой болезнью в раннем детском возрасте в следующей жизни. Все болезни кармические, возникают в результате нашей деятельности. Шестая стадия болезни может наступить если делать всё, чтобы помочь, но неправильно, на пример без учёта конституции пациента.

Наша задача- как можно раньше, на более ранней стадии научиться распознавать болезнь и применять терапию, которая не будет подавлять болезнь, а будет исцелять пациента.

Три направления в терапии:

1.Устранение глубинной причины. Это будет сложнее всего сделать.

2.Изменение образа жизни, включая питание и режим дня.

3.Собственно лечение, т.е. назначение тех или иных средств и методов Аюрведы (фитокомпозиции, ароматерапии, массажа, процедур).

Лечение всего организма через ЛОР органы, как органов восприятия, для действия на весь организм.

Я решила рассмотреть не только строение, функции, некоторые заболевания ЛОР органов и их лечение, но и лечение всего организма через них, как органов восприятия, для действия на весь организм.

Пранаяма

Пранаяма – это аюрведическое название системы нейрореспираторных упражнений. В её состав входят разнообразные техники гармонизации различных эмоциональных состояний и связанных с ними дош.

Некоторые из упражнений включают дыхание с чередованием ноздрей. Каждая ноздря физически связана с противоположным полушарием мозга: правая - с левым, а левая с правым. Эта связь важна по той причине, что каждое полушарие мозга отвечает за разные формы умственной деятельности. В целом, левое полушарие регулирует аналитические («линейные») функции, отвечая за логическое мышление, речь и т.п., а правое – концептуальные («пространственные») функции, такие как интуиция и воображение. Исследования подтверждают, что при дыхании с чередованием ноздрей, систематически стимулирующем оба полушария мозга, мозг в целом начинает действовать более согласованно. Кроме того, это упражнение увеличивает ёмкость лёгких (как правило, уменьшаются с возрастом) и снижает частоту пульса.

Древние мастера аюрведы также знали о «разделении функции» между полушариями мозга, но описывали это явление в других терминах. На языке аюрведы, левое полушарие – это центр «мужской», или солнечной, энергии, активной, расчётливой и согревающей, а правое – центр «женской», или лунной, энергии, творческой, успокаивающей и охлаждающей. Следовательно, дыхание через левую ноздрю (связанную с правым полушарием) пробуждает лунную энергию, которая охлаждает избыточный огонь и снимает гнев и фрустрацию. Оно полезно для обладателей чувствительной кожи и при заболеваниях, вызванных обострением Питты, а также просто помогает охладить тело в жаркий день. Для Питты полезно так же дахание Ситали. Для Капхи дыхание Капалабхати. Дыхание через правую ноздрю, (связанную с левым полушарием), напротив, пробуждает солнечную энергию, которая стимулирует ум и согревает тело в холодную погоду. Дыхание с чередованием ноздрей помогает при расстройствах Ваты, таких как стресс, тревога и страх.

Дыхание –это один из аспектов физической жизни, не ограниченный пределами тела. Сопоставив число атомов воздуха, попадающего в лёгкие человека при дыхании, с общим числом атомов в атмосфере, писатель Гай Мерчи подсчитал, что с каждым вдохом мы поглощаем «более миллиона атомов, уже прошедших когда-то через лёгкие всех обитателей Земли». Мы в буквальном смысле разделяем свою жизненную сущность со всеми людьми, когда-либо жившими на планете. И даже после того, как мы умрём, воздух, которым мы дышали, будет поддерживать другие жизни.

В то же время, каждый наш вдох рождается из вечного настоящего и в него же уходит каждый наш выдох. В отличие от мыслей, свободно перемещающихся между прошлым, настоящим и будущим, дыхание существует только здесь и сейчас. Невозможно использовать завтрашнее дыхание сегодня; невозможно приберечь сегодняшнее дыхание на завтра. Каждый вдох и каждый выдох совершается в положенный срок, и воспроизвести их невозможно. Следовательно, дыхание привязывает нас ко времени. И всё же в каждом вдохе заключён вкус безвременного. Если ваш ум всегда будет там же, где дыхание, то каждое мгновение своей жизни вы будете проживать сполна.

Часто проблемы к нам приходят через чувства и лечить их тоже можно через чувства.

Воздействие звуком

Первозданные звуки ведических мантр и песнопений-мощные средства поддержания здоровья и красоты. Звук-это первая, а, следовательно, самая сильная форма выражения сознания. Рага-классическая форма индийской музыки. Звуки раги, как сами по себе, так и в различных сочетаниях, оказывают определённое воздействие на тело. Семь нот индийской гаммы, называемой «саптак», соответствуют семи чакрам, сами дхату, семи аспектам существования (пяти чувствам, уму и духу), семи цветам радуги и так далее. С точки зрения Аюрведы, это означает, что все эти соответствующие друг другу формы обладают одинаковой энергетической частотой, различаясь лишь в количественном отношении, - образно выражаясь, принадлежат к разным «октавам» этой частоты. Исходя из этого принципа энергетического соответствия, можно понять, почему в аюрведе утверждается, что многообразные формы творения связаны между собой природной гармонией. Таким образом, в рагах звуковые частоты служат непосредственному уравновешиванию тела и гармонизации энергий в природе.

Использованию гармонизирующей силы музыки посвящена одна из ветвей Веды – Гандхарва-веда. В ведической мифологии гандхарвы – это небесные певцы и музыканты, прислуживающие на пирах богов. Применяя принципы, изложенные в Гандхарва - веде, мастера ведической музыки разработали специальные раги для уравновешивания суточных и сезонных природных циклов, а так-же для пробуждения или умиротворения различных природных явлений (например, для управления погодой). Последовательность звуков, составляющая мелодию раги, воспроизводит ритмы природы. Эти ритмы – отражения природных законов – очевидным образом различны в разное время суток: ритмы рассвета отличаются от ритмов полдня или заката. То же верно и в отношении биологических ритмов человека, также привязанных к космическому пульсу. В Гандхарва-веде сутки делятся на восемь трёхчасовых периодов. Исполняя или слушая рагу в соответствующее ей время суток, мы настраиваем свои внутренние энергии на изменчивые ритмы природы, одновременно и обретая гармонию, и устанавливая её в своём окружении.

Для гармонизации Вата доши подойдёт медленная музыка. Нежные звуки и низкие тона гармонизируют нервный темперамент, а несложные ритмы станут противовесом присущей Вате непредсказуемости. Низкие тона конрабаса, виолончели, альта, фагота и саксофона, а так же негромкий ровный барабанный бой, сопровождающий мелодию в более высоких тонах. Хороши классические формы индийской музыки, григорианские хоралы, барочные произведения Баха и Гайдна. Народная музыка, вальсы, классические бальные танцы.

Питтам подойдут успокаивающие звуки, мягкие, текучие, средней громкости и умеренного темпа – достаточно медленные, чтобы «притормозить» Питту, но достаточно быстрые, чтобы не заскучать. Хороша мелодичная фортепианная музыка, звуки флейты, кларнета, гобоя и рожка. Итальянская опера.

Капхам –верхние регистры флейты и скрипки, громкие сопрано и даже пронзительный визг, встречающийся в рок-н-рольных композициях. Чем быстрее темп и выше звук, тем лучше для вялой Капхи. Чтобы подняться с места, нужен мощный, быстрый, «заводной» ритм. Волнующие оперные страсти, Гендель, Бетховен и громкая электрическая музыка. Латиноамериканские ритмы, ритм-энд-блюз, рок и рэп-при условии, что темп достаточно быстр.

Важно помнить, что и слова человек воспринимает через слух. Поэтому при работе с пациентом нужно использовать этот канал передачи информации для доходчивого объяснения пациенту мер поддержания здоровья. В словах врача важно всё: что он говорит и как, с какой интонацией. Врач должен быть сострадателен, благожелателен и в то же время говорить надо убеждённо, авторитетно, опираясь на знания парампары. Звуковое воздействие очень сильно. Слушание мантры очищает ум. При произнесении мантры важно её слышать.

Влияние вкусов

Выделяют шесть вкусов и их воздействие способно гармонизировать состояние дош. Важно, чтобы в пище присутствовали все 6 вкусов, это насыщает в том числе и тонкое тело. Пища должна быть свежей, благостной и предложенной Богу.

Вата – полезны сладкий, кислый, солёный вкус. Питта – сладкий, горький, вяжущий. Капха – горький, острый, вяжущий. Важно знать, что вкусы и ароматы насыщают и тонкое тело.

В Аюрведе важная роль в воздействии на вкусовые рецепторы отводится разнообразным специям.

Следует так же помнить, что избыток вкусов может провоцировать усиление действия врагов ума.

Так, например, избыток сладкого вкуса провоцирует алчность и жадность. Кислого – зависть, гордыню, ревность, доминирование. Солёного – вожделение. Горького – иллюзии. Острого – гнева. Вяжущего – страха. Это в свою очередь впоследствии выводит из равновесия доши и вызывает заболевания.

Если уму не хватает впечатлений, тогда человек тоже не насыщается. Так же и язык является органом восприятия вкусов и их должно быть достаточно. Процесс пищеварения начинается во рту. Для лучшего ощущения вкусов, и как следствие насыщения, необходимо тщательно и медленно пережёвывать пищу. Чтобы вкусовые рецепторы были более восприимчивы к восприятию вкусов, необходимо выполнять уход за полостью рта, речь о котором пойдёт ниже.

Ароматерапия

Вата – сладкие, мягкие, тёплые запахи (герань, кевада, чампа, лимон, нероли, мускатный орех, корица).

Питта – душистые, прохладные запахи (сандад, роза, жасмин, кардамон, фенхель, ветивер).

Капха – резкие, пронизывающие запахи (имбирь, эвкалипт, бергамот, камфора, гвоздика, мята).

Уход за органами верхних дыхательных путей

Пранаяма укрепляет лёгкие и повышает поступление кислорода в кровь. Но для того, чтобы дыхание оставалось свежим, и поток праны не ослабевал, необходимо ухаживать за ушами, полостью носа и рта.

Промывание носа: очистите полости ноздрей влажным пальцем или ватным тампоном. Помассируйте ноздри снаружи движениями, направленными вверх. Наложите на нос тёплый компресс. Лягте на спину и запрокиньте голову. Закапайте в каждую ноздрю 7-8 капель тёплого Гхи и сделайте глубокий вдох. Когда масло проникнет в носоглотку, сглотните. Не сплёвывайте масло. Полежите, расслабившись, несколько минут. Для этой процедуры так же используется кунжутное масло или анутайлам.

Уход за полостью рта состоит из четырёх этапов:

Этап 1. Очищать по утрам язык с помощью скребка. Золотые скребки для Ваты, серебряные для Питты, медные для Капхи, из нержавеющей стали для всех типов. Можно чистить язык и обычной ложкой. Продвигаясь от корня к кончику, мягко очищать верхнюю поверхность языка от накопившегося налёта.

Этап 2. Массаж дёсен смесью из капли эфирного масла камфоры, гвоздики или кардамона, разбавленные в чайной ложке кунжутного масла. Можно полоскать рот небольшим количеством кунжутного масла в течение 10 минут. Если дёсны кровоточат, ополаскивать их смесью фенхелевого чая с щепоткой порошка куркумы.

Этап 3. Чистка зубов пастой без химии, которую можно приготовить самостоятельно смешав щепотку каменной соли, щепотку корицы, щепотку гвоздику и 1\2 чайной ложки трипхалы. Добавить несколько капель воды, смешать до получения пасты и чистить

Этап 4. Полоскание рта солевым раствором или водой с добавлением эфирных масел мяты, гвоздики или корицы.

На что следует обратить внимание при работе с пациентом

Доктору необходимо учитывать взаимодействие конституции и жалоб человека, работы всех систем организма, пракрити, викрити, возраста, профессии, образования, условий проживания, влияние образа жизни, привычек, хобби, поведения, эмоционального состояния, мышления, вкусов, питания, режима дня, сезонов и других аспектов, влияющих на здоровье пациента.

Например, дети, это возраст Капхи. В среднем возрасте преобладает Питта. Далее наступает период Ваты. Всё это влияет на особенности клинического течения заболеваний в разные периоды жизни челловека.

Влияние сезонов на состояние ЛОР органов: холодная и сухая погода приводит к увеличению Вата доши, что повышает риск ЛОР заболеваний у людей типа Вата.

Прохладный и влажный сезон может усилить проявления Капха доши.

Жаркий и сухой период обостряет симптоматику Питта доши.

Причем течение заболевания может так же проходить по-разному у людей с разными конституциями. Многое зависит от состояния организма на момент начала болезни. Важна вся совокупность предшествующих факторов.

Часто заболевания ЛОР органов сопровождают и являются проявлениями общих заболеваний. В обиходе их называют простудными заболеваниями. А изначально это связано с факторами, приведшими к накоплению в организме амы и при сочетании определённых обстоятельств, разворачивается картина заболевания, в зависимости от конституции человека.

Симптоматика по Вата типу характеризуется сухим кашлем. Слизь, как правило, отсутствует. Заложенность носа и осиплость, до временной потери голоса. Изнуряющий лающий кашель, усиливающийся к вечеру и ночи. Возможен озноб. Беспокойство и бессонница. Ломота во всём теле. При лечении рекомендуется находиться в тёплом помещении с повышенной влажностью и пить тёплую жидкость по жажде.

Пациенты Питта могут испытывать длительную ярко выраженную боль в горле, значительное повышение трудносбиваемой температуры, возможна лихорадка до 39-40 градусов, покраснение лица, слизистое отделяемое жёлтое или кровянистое.

Чаще всего встречается течение по Капха типу. Сопровождается обильными выделениями мокроты (слизи), насморком и влажным кашлем.

Лечение подобных состояний не может сводиться лишь к местному воздействию, однако необходимо приводить в гармонию весь оганизм, по возможности воздействуя на все звенья патогенеза.

К общим рекомендациям относится исключение молочных и кисломолочных продуктов, рафинированных сладостей, сладких фруктов, так как они увеличивают содержание слизи в организме, что способствует частым заболеваниям. Для детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо выполнять эти рекомендации кормящим матерям. Желательно, чтобы выздоравливающий находился в спокойной, гармоничной и любящей обстановке.

Лечение заболеваний по Вата типу: в нос можно закапывать по несколько капель тёплого кунжутного масла. Используются согревающие и потогонные средства (специи и травы), а так-же смягчающие и отхаркивающие травы, например солодка (яштимадху), корень окопника, ашвагандха, шатавари, душица, малина. Можно заварить чай из имбиря, корицы и кардамона (состав «Прана»).

Шатавари или ашвагандха по 0,5 ч.л. 2 раза в день запивать тёплым молоком вечером за 1,5-2 часа до сна.
Нано серебро
Чаванпраш по 0,5 чл. 2 раза в день, запивая тёплым молоком.
Ароматерапия: имбирь, мелисса.
Глюкаферон или Ситопалади, или Сударшан Гхан Бати.

Пища должна быть легкоусвояемая, свежая, тёплая, маслянистая. Хорошо использовать тёплое молоко с сахаром и маслом Гхи. Частый приём тёплых напитков и чаёв из трав. В молоко можно добавлять фенхель, кардамон и другие сладковатые специи. Для горла полезна тёплая минеральная вода небольшими глотками. Исключить сухие перекусы. Можно рисовую кашу, разваренную из риса басмати и жасмин, пшеничную со сливочным или топлёным маслом. Нельзя молочные каши. Мёд при сухом кашле тоже не рекомендуется. При сухом кашле хорошо небольшое количество молока, сахара, немного соды, топлёного масла. Полезно смазывать область груди тёплым топлёным или кунжутным маслом. Полезен настой из специй (сухой имбирь, кардамон, корица). Увлажнение воздуха. Ингаляторы лучше применять при сухом кашле.

Особенности лечения заболеваний по типу Питта: потогонные и охлаждающие травы (лопух, мята, цветки бузины, тысячелистник, хризантема, куркума). Ним обладает горьким вкусом, жаропонижающим и противовоспалительным эффектом, чаще используется в виде таблеток, можно смешивать с мёдом. Для облегчения дискомфорта в горле, полезно питьё тёплой минеральной воды небольшими глотками. Горчичники не рекомендуются, особенно при повышении температуры. Так же не подходит парилка, так любимая в народе, поскольку это может усилить и без того высокую Питту. Лечение лучше проводить в чуть прохладных условиях (около 22 градусов). Необходимо исключить острые (согревающие) специи, горячие напитки. Полезно снизить активность и прибывать в спокойной обстановке, больше лежать. Полезен настой из специй - кумин, кориандр, фенхель (состав «Теджас»).

При высокой температуре – настой из базилика и мяты перечной в равных частях, 2ч.л. на 250 мл воды, принимать каждые 2 часа по 0,5 стакана.

Нано серебро.
Чаванпраш по 0,5 чл. 2 раза в день, запивая тёплым молоком.
Ароматерапия: мята перечная, вербена, мелисса, найоли.
Глюкаферон или Ситопалади, или Сударшан Гхан Бати.

Особенности лечения заболеваний по типу Капха: такая разновидность встречается чаще всего, характеризуется избытком слизи. Очень важным является соблюдение диеты антикапха – пища должна быть лёгкой, тёплой и простой, в умеренном количестве блюда из цельных круп и приготовленных на пару овощей. Каши из ячневой или ячменной крупы, риса или гречки. Сухарики. Избегать молочных продуктов, особенно сыра, йогурта и молока, тяжёлой, маслянистой и влажной пищи – мяса, орехов, хлебобулочных и кондитерских изделий, конфет, сладких фруктов и соков. Полезно даже поголодать. Чай с корицей, гвоздикой, базиликом. В тёплую воду можно добавить сок лимона и свежего корня имбиря, пить как чай. Отхаркивающие и потогонные травы (чабрец, шалфей), чаванпраш, ним, сироп доктора мома (при влажном и при сухом кашле), ситапалади, сок редьки. Подсушивают ним, гудучи, куркума, имбирь. Полезен настой из специй - свежий имбирь, гвоздика, фенхель и пажитник (состав «Оджас»).

Нано серебро.
Чаванпраш по 0,5 чл. 2 раза в день, запивая тёплым молоком.
Ароматерапия: имбирь, вербена, гвоздика.
Трипхала 1 ч.л. вечером, запивая водой.
Глюкаферон или Ситопалади, или Сударшан Гхан Бати.
Суалин (разжевать 1-2 таблетки 4 раза в день при пике заболевания).

Далее я хотела бы рассмотреть некоторые ЛОР заболевания, их причины с учётом психосоматики, течение и лечение методами Аюрведы.

Бронхит
Этиопатогенез и симптомы с позиции Аюрведы

Бронхит – это инфекционное воспалительное заболевание бронхов. Част бронхит бывает осложнением простудных заболеваний.

Преимущественно с воспалением протекает бронхит типа Питта.

Бронхит типа Капха характеризуется накоплением и отхождением большого количества мокроты.

Для бронхита типа Вата характерны сухой кашель, отсутствие мокроты, неярко выраженное воспаление.

Бронхит часто развивается в рамках простуды.

«Нормальное» течение простуды – это своего рода ритуал, который доказывает своё право на жизнь благодаря определённым симптомам. На сцене тела ставится акт погружения в себя: органы чувств и дыхательные пути или коммуникации блокируются, накопленная агрессия убывает. Окружающий мир признаёт эти сигналы и отпускает больного, кашляющего и задыхающегося, домой. Происходит ритуал отступления. Ритуал предусматривает, что на простуженных людей больше не будут нападать и понужать их к общению. Если окружающие не сразу узнают признаки, больные говорят с дружеской прямотой: «Не подходи ко мне слишком близко, я простужен!» С необходимостью такого ритуала больные, подхватившие простуду, соглашаются безоговорочно и благодушно. А ведь известно, что хватаю только то, в чём нуждаются».

По сути бронхит – это выражение невысказанного гнева и претензий.

В семье очень нервозная атмосфера, нет мира и гармонии. Споры, ругань, крики. Редкое затишье. А дети являются очень чуткими индикаторами атмосферы в семье. Они тут же реагируют заболеваниями верхних дыхательных путей.

Воспаление – это всегда конфликт, как внутренний, так и внешний. А воспаление верхних дыхательных путей, приводящее к затруднению дыхания, говорит о том, что «дышать невозможно».

Кашель – это желание рявкнуть на весь мир и заявить о себе: «Посмотрите на меня! Послушайте меня!» В таком случае научитесь выражать свои чувства, не подавляйте в себе эмоции. Но помните, что наши слова не должны приносить страдание окружающим.

В некоторых случаях кашель выполняет функцию своеобразного тормоза. Если вы привыкли осуждать поведение людей, высказывать вслух недовольство и критику, то кашель «помогает» вам сохранить отношения с другими людьми.

Лечение

Начнём с рассмотрения общих принципов лечения. При бронхите наиболее эффективно принимать чаванпраш. В период обострения – по 1 ч. Ложке 2-3 раза в день. Чаванпраш является универсальным лёгочным тоником, и его можно использовать практически при всех заболеваниях дыхательной системы, в том числе туберкулёзе.

Также при бронхите целесообразно использовать составы «Прана», «Оджас», трикату. Доктор Мом, Ситопалади.

Можно принимать корень окопника: он способствует устранению слизи из бронхов. Слизь накапливается в организме, в частности в лёгких, даже вне периода болезни, поэтому окопник можно применять для очищения организма от слизи и вне периода болезни.

Фитосбор:
Мать-и-мачеха, зверобой, душица, мята перечная – по 2 части, багульник – 1 часть, аир и чабрец по 3 части. Заварить 1 ст. ложку смеси 1 стаканом кипятка. Принимать по 1/3 стакана 5 раз в день в острый период.

Особенности лечения бронхита типа Вата:

Чаванпраш.
Наносеребро (этот препарат в настоящее время называется Nasisol-10).
Глюммуноферон.
Травяной сбор: девясил + солодка + имбирь. Донник, череда.
Ароматерапия: использовать эфирные масла базилика, чабреца, сосны.
Отвар корня солодки.
Суалин (разжевать по 1-2 таблетки 4 раза в день).
Ситопалади (взрослым 2 капсулы 3 раза в день с мёдом, детям 1 капсула 3 раза в день с мёдом.
Агастья Расаяна (за 20 минут до завтрака и перед сном по 10-20 г (2 ч. л. с горкой) при заболевании, а для профилактики по 10 г (1 ч.л. с горкой).

Особенностилечения бронхита типа Питта:

Чаванпраш.
Наносеребро.
Глюммуноферон.
Алтей.
Ароматерапия: использовать эфирные масла кедра, герани, чайного дерева, мирта, лайма.
Суалин (разжевать по 1-2 таблетки 4 раза в день).
Ситопалади (взрослым 2 капсулы 3 раза в день с мёдом, детям 1 капсула 3 раза в день с мёдом.
Агастья Расаяна (за 20 минут до завтрака и перед сном по 10-20 г (2 ч. л. с горкой) при заболевании, а для профилактики по 10 г (1 ч.л. с горкой).

Особенности лечения бронхита типа Капха:

Чаванпраш.
Глюммуноферон.
Травяной сбор: девясил + солодка + имбирь. Аир, календула, душица.
Ароматерапия: использовать эфирные масла мирта, гвоздики, имбиря.
Трипхала 1 ч. л. вечером запивая водой.
Суалин (разжевать по 1-2 таблетки 4 раза в день).
Ситопалади (взрослым 2 капсулы 3 раза в день с мёдом, детям 1 капсула 3 раза в день с мёдом.
Агастья Расаяна (за 20 минут до завтрака и перед сном по 10-20 г (2 ч. л. с горкой) при заболевании, а для профилактики по 10 г (1 ч.л. с горкой).

Р.Дальке рекомендует при заболеваниях, связанных с дыханием, задать себе такие вопросы:

От чего отгораживает меня дыхание?
Что я не хочу воспринимать?
Что я не хочу отдавать?
С чем или с кем я не хочу вступать в контакт?
Боюсь ли я сделать новый шаг к свободе?

Фарингит

Этиопатогенез и симптомы с позиции Аюрведы

Фарингит – Это воспалительное заболевание глотки, обычно осложняющее простудные заболевания.

«Любая простуда приводит некий процесс (неважно какой) в движение, которое по каким – либо причинам было прервано. Она сигнализирует пусть о небольшом, но всё-таки прогрессе. Народная медицина совершенно справедливо воспринимает простуду как процесс очищения, при котором из организма вымываются токсины, - на психическом уровне токсинам соответствуют проблемы, которые выводятся, но уже из сознания. И тело, и душа выходят из конфликта более крепкими – до следующего раза, когда вам опять будет нечем дышать».

Горло символизирует нашу способность выражать свои чувства и мысли, постоять за себя, заявить о себе. Состояние горла отражает состояние наших взаимоотношений с людьми. Если у вас прекрасные отношения с близкими, то горло всегда будет здоровым.

Горло – это тот участок организма, где сосредоточена наша творческая энергия. Через него проходит канал экспрессивности и творчества. С этой областью связано самовыражение человека.

Кроме того, через горло мы начинаем такой процесс, как принятие и усвоение. Не только пищи, но и вещей, идей, людей. Поэтому, если мы чего-то не принимаем в своей жизни, это тут же отразится на нашем горле.

Проблемы с горлом могут выражаться в виде воспаления, ангины, заикания, охриплости, затруднений глотания, заболеваний щитовидной железы.

Если вы сдерживаетесь от высказывания грубых слов, «проглатываете», подавляете в себе свой гнев и другие эмоции или боитесь выразить вслух то, о чём думаете, то ваше горло тут же отреагирует на это воспалением. Болезнь в таком случае – это своего рода препятствие перед высказыванием запретного или неприятного.

Люди с больным горлом не могут выразить себя, своё отношение, постоять за себя, попросить то, чего хотят. Они сами создают внутри себя разные препятствия, а потом страдают от этого.

Замечено, что есть другая важная причина – ощущение собственной неполноценности. Все комплексы неполноценности обязательно проходят через горло, так как человек при этом постоянно ругает себя, выражает недовольство собой: внешностью, действиями. И подсознательный разум вынужден вызывать болезнь, чтобы защитить нас от нас же самих. По этому же принципу подсознание действует и тогда, когда мы ругаем других.

Сильный подсознательный страх или сильная обида мешает высказаться. Чувства и слова «комом» встают в горле. Это ощущение знакомо многим, кто испытывал сильный страх и обиду.

Лечение

Если отмечаются застойные явления и отделение мокроты, значит, доминирует доша Капха.

Диета, снижающая Капха и уровень амы. Пища должна быть лёгкой, тёплой и простой: в умеренном количестве блюда из цельных круп и приготовленных на пару овощей. Избегать молочных продуктов, особенно сыра, йогурта и молока, тяжёлой, маслянистой и влажной пищи – мяса, орехов, хлебобулочных и кондитерских изделий, сладких фруктовых соков. Можно провести голодание.

Респиблисс.
Глюммуноферон.
Даруна.
Оджас.
Ароматерапия: использовать эфирные масла имбиря, вербены, гвоздики.

Если нет мокроты, но есть сухость, доминирует доша Вата. Характерны сухой кашель, бессонница, охриплость или потеря голоса, слизь выделяется в небольшом количестве.

Масло «Ушна»: закапывать в нос по 3-5 капель.
Серебро.
Респиблисс.
Глюммуноферон.
Даруна
Состав «Прана».

Ароматерапия: использовать эфирные масла имбиря, мелиссы.

При сухости можно смазывать горло кунжутным маслом или Гхи. В масло хорошо добавитьь порошок солодки или яштимадху. Вместо солодки (или вместе) можно использовать аир болотный. Масло подогревают, затем добавляют в него аир или солодку и этим маслом смазывают горло.

Если в горле выражен воспалительный процесс, отёк на фоне тяжёлого состояния (то, что мы называем ангиной), эти проявления связаны с доминированием доша Питта. Характерна сильная лихорадка, боль в горле, покраснение лица, выделение жёлтой или кровянистой слизи. В данном случае применяют растения с антибиотическими, кровоочистительными, лимфоочистительными свойствами.

Даруна.
Глюммуноферон.
Теджас.
Серебро.
Ароматерапия: использовать эфирные масла мяты перечной, вербены, мелиссы.

Наиболее эффективно применение куркумы. Это растительное средство применяют для полоскания горла, а так-же принимают внутрь с соком алоэ: 1 ч. Ложка куркумы и 1,5 ч. ложки сока алоэ, принимать 2 раза в день за 15 минут до обеда и ужина; смешивать компоненты необходимо непосредственно перед приёмом.

Для полоскания готовится настой: куркуму и шалфей в равных частях 9по 1 ч. ложке) заливают стаканом кипятка. При фарингите типа Вата рекомендуется добавить к этому составу солодку, так как куркума и шалфей оказывают подсушивающее действие.

При простудных заболеваниях эффективно применение эхинацеи в виде настойки. Эхинацея обладает антибактериальными свойствами и свойством иммуномодулятора. Принимать по 15-20 капель настойки через каждые 2-3 часа в острый период.

Ларингит

Ларингит-воспаление слизистых оболочек гортани и голосовых связок.

Этиопатогенез и симптомы с позиции Аюрведы.

Ларингит чаще возникает у людей с повышенной голосовой нагрузкой, лекторов, учителей, особенно у тех, кто не умеет правильно говорить. Наличие ларингита может свидетельствовать о том, что у человека трудности с высказыванием своей точки зрения. Или, если это преподаватель ему приходится говорить то, что не хочется говорить. Пациенту с ларингитом нужно задать вопрос, что же он хочет высказать, но не может.

Покашливание, конечно, лишь тогда может внушить тревогу, когда оно носит устойчивый характер, доставляя неприятности самому человеку и мешает окружающим. Покашливание – своего рода попытка очистить дыхательные пути для того, чтобы внятно что-то сказать. Покашливание издавна принято считать сигналом к тому, что можно объявлять о начале выступления. Тот, кто постоянно покашливает, объявляет о выступлении, которое никак не может начаться. Речь идёт о человеке, который пытается привлечь к себе внимание и что-то сказать, но сова, которые он в состоянии сформулировать, «застревают у него в гортани». Такому человеку необходимо научиться сосредоточенности и мужеству. Тогда его недовольное покашливание превратится в продуктивную содержательную критику.

Часто ларингит осложняет течение респираторных заболеваний. Основное проявление – охриплость, потеря голоса. Если заболевание протекает по типу Капха, в горле и гортани накапливается и застаивается слизь.

Симптомы ларингита, протекающего по типу Вата.

Для такого ларингита характерны сухость в горле и возможность перехода в хроническое течение.

Симптомы ларингита, протекающего по типу Питта.

Такой ларингит протекает с более выраженным воспалением, повышением температуры и отхождением мокроты желтоватого оттенка.

Симптомы ларингита, протекающего по типу Капха.

Отмечается застой слизи.

Лечение

Лечение зависит от типа заболевания.

Лечение ларингита, протекающего по типу Вата.

Применяются смягчающие растения. В горло можно закапывать кунжутное масло или Гхи. Хорошо помогает чай из солодки. Приносят облегчение средства, которые смягчают, увлажняют, промасливают: шатавари (по 1 ч. ложке 2 раза в день, натощак, утром за 30 минут до еды, вечером за 1,5-2 часа до сна; запивать лучше молоком), ашвагандха (по ½ ч. ложки 2 раза в день, натощак, утром за 30 минут до еды, вечером за 1,5-2 часа до сна; запивать лучше молоком), алтей.

Для восстановления голоса после перенесённого ларингита применяют аир в смеси с Гхи (смешать по ½ ч. ложки того и другого). Принимать 3 раза в день.

Лечение ларингита, протекающего по типу Питта.

Применяются растения с горьким вкусом: куркума в смеси с Гхи. Компоненты смешать в равных частях, подержать несколько минут во рту, затем проглотить.

Лечение ларингита, протекающего по типу Капха.

Используются растения, которые снижают уровень доша Капхи и оказывают отхаркивающее действие. Например, полезны гвоздика, аир, куркума. Можно использовать композиции, в состав которых входят эти растения, в частности «Оджас».

Если у ребёнка возникает затруднение дыхания, хрипы – показано обязательное обращение к доктору.

Существуют специальные аюрведические сигареты нирдош. В их состав входят солодка, базилик, куркума, имбирь, гвоздика. Для нас непривычно, что курение может быть лечебным методом, но, если это лечебные травяные сигареты, можно их использовать, особенно людям типа Капха.

Р.Дальке рекомендует при проблемах с голосом задать себе такие вопросы:

Чему соответствует мой голос (настроению, профессии, общественному положению)?
Привлекает ли мой голос внимание к себе или старается спрятаться? Соотносится ли он с моими претензиями к жизни?
Могу ли я доверять своему голосу и говорить спокойно? Производит ли он хорошее впечатление
Могу ли я в споре свободно сказать всё, что думаю?
Какое чувство угнетает мой голос? Соответствует ли оно моему душевному настрою?
Зависит ли мой голос от определённого настроения или же оно беспрестанно меняется?

Подведём итоги

Задача при хрипоте состоит в том, чтобы говорить потише и научитьься молчанию, что в физическом смысле ведёт к осторожности, а в духовном – к самоуглублению. Это необходимо, ведь речь идёт о физическом и душевном здоровье. Только тогда можно возвратить голос.

Для лечения всех вышеперечисленных заболеваний рекомендуется использование ароматерапии. Есть специфические масла, эффективные при заболеваниях верхних дыхательных путе, например, каяпут. Эфирное масло каяпута особенно полезно для людей типов Вата и Капха.

Эфирное масло фенхеля уравновешивает все три доша.
Эфирные масла можно использовать как ароматерапию, применяя в аромалампе, а можно применять для полоскания горла.
Эфирное масло аниса больше подходит для людей типа Вата и Капха, а доша Питта оно усиливает.
Эфирное масло лимона подходит для всех типов конституции.
Эфирное масло чабреца эффективно для людей типа Вата и Капха и усиливает доша Питта.
Эфирные масла душицы, корицы, гвоздики больше подходят для людей типа Вата и Капха, так как характеризуются острым вкусом и согревающим действием.

Тонзиллит

Этиопатогенез и симптомы с позиции Аюрведы

Обычно тонзиллит возникает у людей, которые сдержаны в общении или которым приходится при общении сдерживать какие-то слова. Часто этому сопутствует страх открытого самовыражения. Поэтому слова как бы застревают в горле. А на практике это проявляется воспалением нёбных миндалин, которое часто протекает в хронической форме. Примерно 15% детей и 10% взрослых страдают хроническим тонзиллитом.

Простуда всегда возникает в бытовых ситуациях, которые воспринимаются, как лишняя, ненужная нагрузка, когда всё надоело настолько, что и «дышать невозможно». Неудивительно, что и миндалины, как один из самых главных защитных органов, в такой ситуации не остаются в стороне. Они распухают, и вы не способны больше «глотать всё подряд». Если у вас именно такое состояние, постарайтесь честно ответить себе на вопрос: что же именно вы не хотите больше глотать. Глотание – это акт получения, восприятия, принятия во внимание. Этого в данный момент вы совсем не хотите, о чём ясно свидетельствует простуда.

Лечение

Есть эффективные методы лечения тонзиллита, но нужно, чтобы человек научился самовыражаться, общаться. Тогда его слова не будут застревать на уровне миндалин. А если миндалины просто удалить, то проблема никуда не уйдёт.

Ниже перечислены общие принципы лечения.

Можно приготовить мазь для смазывания миндалин мёда, аира, кардамона (измельчённого) и куркумы. Травяные компоненты берут в равных пропорциях, смешивают и постепенно добавляют мёд до получения пасты.

Эффективны полоскания отваром, приготовленным из смеси ромашки, коры дуба, трипхалы и куркумы. Растения смешивают в равных частях, заваривают 1 ч. ложку на ½ стакана кипятка. Отвар настаивают 10-15 минут и применяют для полоскания горла до 3-4 раз в день.

Пить настой календулы и душицы.
Эффективно рассасывание чаванпраша по 1 ч. ложке 2 раза в день, запивая тёплым молоком.
Леденцы с имбирём, либо леденцы из жжёного сахара (собственного приготовления).
Суалин (разжевать по 1-2 таблетки 4 раза в день).
Ситопалади (взрослым 2 капсулы 3 раза в день с мёдом, детям 1 капсула 3 раза в день с мёдом.
Агастья Расаяна (за 20 минут до завтрака и перед сном по 10-20 г (2 ч. л. с горкой) при заболевании, а для профилактики по 10 г (1 ч.л. с горкой).
При всех типах тонзиллита внутрь принимать трипхалу: по 1/3-1/2 ч. ложки за 1,5-2 часа до сна, запивать тёплой водой, при типе Капха принимать с мёдом.
Рекомендуется даруна.

Утром натощак и до того, как почистить зубы, взять 1 ст. ложку кунжутного масла и держать его во рту 10-15 минут. Этот метод хорош для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. А для лечения в кунжутное масло можно добавить масло чайного дерева (не эфирное). На 1 ст. ложку кунжутного масла взять 1/3 ч. ложки масла чайного дерева. Если простого масла нет, а есть эфирное масло, то достаточно добавить всего 1 каплю. По истечении 10-15 минут масло инужно выплюнуть.

Ароматерапия:

Эвкалипт, корица, сосна, бергамот – для Вата и Капха.
Лаванда – для всех, особенно для Питта.
Чайное дерево – антибиотическое действие для всех типов.
Лимон – для Вата типа.

При тонзиллите применяется йогатерапия. Эффективна симхасана (поза льва). Её практикуют привсех заболеваниях верхних дыхательных путей, но прежде всего при тонзиллите.

Рекомендуется питание в зависимости от типа конституции. Также всем больным будут полезны продукты, устраняющие воспаление нёбных миндалин: редька, редис, хрен. Не рекомендуется сухая, пересолёная пища.

Пациенту, больному тонзиллитом, запрещено курение, а также не следует спать днём. Дневной сон (при данной патологии) в Аюрведе рассматривается, как неблагоприятный фактор.

Особенности лечения тонзиллита, протекающего по типу Вата:

Нано-серебро.
Состав «Прана».
Календула, душица.
Респиблисс
Ароматерапия: использовать эфирное масло лимона.

Особенности лечения тонзиллита, протекающего по типу Питта:

Нано-серебро.
Состав «Теджас».
Календула, душица.
Ароматерапия: использовать эфирные масла вербены, зверобоя, розы, герани, берёзы.

Особенности лечения тонзиллита, протекающего по типу Капха:

Респиблисс
Нано-серебро.
Состав «Оджас».
Календула, душица, девясил.
Ароматерапия: использовать эфирные масла герани, душицы, зверобоя, иссопа.

Синуситы
Этиопатогенез и симптомы с позиции Аюрведы

Возникновение синуситов характерно для людей, в жизни которых присутствует растерянность, в результате у них формируется страх действовать. Например, у ребёнка может быть страх отвечать у доски, а у взрослого – страх выполнять свою работу или изменить что-то в жизни. В результате развивается воспаление слизистой оболочки одной или нескольких придаточных пазух носа.

Выделения из носа – это подсознательные слёзы или внутренний плач. Подсознание пытается таким образом вывести наружу глубоко подавленные чувства: чаще горя и жалости, разочарования и сожаления о несбывшихся планах, мечтах.

Аллергический насморк свидетельствует о полном отсутствии эмоционального самоконтроля. Это происходит, как правило после сильных эмоциональных потрясений.

Иногда насморк – это своеобразная просьба о помощи. Так часто заявляют о своей беспомощности дети. Они не ощущают своей силы и ценности.

Лечение

В Рамках диетотерапии полезно использовать зелень и свежие продукты с капхагенными свойствами, которые усиливают накопление слизи, например молочные продукты, овсяную кашу, жареное, рафинированные углеводы, особенно в период лечения. Также для терапии при риносинусопатиях (воспаление слизистых полости носа и пазух) можно держать по утрам во рту кунжутное масло с добавлением масла чайного дерева в течение 10-15 минут. Можно использовать и подслонечное масло, и оливковое, но лучше – кунжутное.

После того, как пациент выплюнул масло, можно провести промывание носа. Мужчина начинает промывание с правой ноздри и заканчивает левой, а женщина, наоборот, начинает с левой ноздри, а заканчивает правой. Можно использовать чистую кипячёную воду комнатной температуры с добавлением 1 ч. ложки с горкой морской соли на стакан воды (соль можно предварительно развести в небольшом количестве тёплой воды до растворения кристаликов
). Можно также добавить по 10 капель настойки эвкалипта, настойки эхинацеи и настойки календулы. Приготовленный состав переливается в сосуд с носиком и используется для промывания.

В течение дня в нос нужно закапывать солёную воду (1/2 ч. ложки соли на полстакана тёплой воды): по 5 капель в каждый носовой ход 3 раза в день.

По утрам закапывать в каждую ноздрю по 2 – 3 капли тёплого масла ану тайлам.

Обязателен приём чаванпраша (по 1 чайной ложке 2 раза в день, натощак, уиром за 30 минут до еды, вечером за 1,5 – 2 часа до сна; запивать лучше молоком), поскольку это легочной тоник.

Полезно пить чай, приготовленный из состава «Оджас».

При сильно затруднённом дыхании можно применить такой метод: 2-3 капли чесночного сока разбавить несколькими каплями воды, затем запрокинуть голову и закапать смесь в каждую ноздрю. Подержать голову в таком положении в течение нескольких минут, затем выпрямиться и высморкаться. Чеснок вытягивает на себя много слизи и способствует очищению носовых ходов. Больше 2 раз в день эту процедуру проводить нельзя. Не следует выполнять её часто: максимум – 1 раз в 3 - 4 дня, и только при выраженной непроходимости носовых ходов.

Полезны курсы насьи тёплым маслом анутайлам, чередуя с кунжутным.

Закапывание отвара трипхалы (4 таблетки трипхалы на 250 мл воды) по полной пипетке закапывать трижды и высмаркиваться, 3 раза в день. Чередовать закапывание трипхалы через день с тёплым маслом анутайлам. Внутрь препараты из трипхалы и нима. Курс 14 процедур.

Возможны насьи с соком корня имбиря либо порошком имбиря (маленьким детям не делать). Смещшать порошок имбиря с водой до густоты сметаны и отжать через ватный диск. Добавить немного сахара. Закапывать по 5-6 капель в каждую ноздрю.

Ароматерапия:
Эвкалипт, розмарин, базилик, шалфей – для Вата и Капха.
Мирт – для Питта и Капха.
Лаванда – для Питта.

Аденоиды

Это заболевание встречается у детей и характеризуется разрастанием лимфоидной ткани в носоглотке. Это затрудняет дыхание через нос.

Главная причина – постоянные трения и споры в семье, частые ссоры. Недовольство то одним, то другим, раздражение. Родители не могут, а точнее, не хотят прийти к согласию по каким-то общим вопросам в семье. Это могут быть как отношения между собой, так и отношения с бабушками и дедушками ребёнка.

Подсознательно у ребёнка появляется чувство, что он не желанный. Это ощущение передаётся от одного из родителей. Ребёнок очень чутко реагирует на неопределённость и разочарование в жизни родителей, отсутствие самовыражения и признания собственной ценности. Во взаимоотношениях между родителями нет самого главного – любви. На приём очень часто приводят детей с этой проблемой и у многих в семье наблюдается дефицит любви.

Врачи в таких случаях предлагают только операцию. Хотя ясно понимают, что операция – это не лечение. Болезнь как была внутри, так и осталась. И аденоидная ткань потом снова увеличивается. Часто помогает правильный подбор гомеопатических средств и изменение атмосферы в семье.

Как только устанавливаются любовь, мир и спокойствие в семье, ребёнок начинает свободно дышать носом.

Лечение. Как при лечении синуситов. Полезны курсы Насьи тёплым маслом анутайлам, чередуя с кунжутным.

Закапывание отвара трипхалы (4 таблетки трипхалы на 250 мл воды) по полной пипетке закапывать трижды и высмаркиваться, 3 раза в день. Чередовать закапывание трипхалы через день с тёплым маслом анутайлам. Внутрь препараты из трипхалы и нима. Курс 14 процедур.

Носовое кровотечение

Вы помните, что кровь олицетворяет радость и силу жизни, и когда у вас возникает такое ощущение, что вас не любят и не признают, то радость и сила уходят из вашей жизни. Носовое кровотечение – это своеобразный способ, с помощью которого человек выражает потребность в признании и любви.

В аюрведических источниках говорится, что небольшое носовое кровотечение можно остановить закапыванием раствора сахара в воде. Непродолжительный холод на область носа. Исключение острого, солёного и кислого вкусов.

Острый средний отит

Уши – выражают способность слышать и слушать. Проблемы с ушами – это нежелание что-либо слышать или неумение слушать и прислушиваться к мнению других людей.

Воспаление уха (отит, мастоидит) – это нежелание слушать и принимать то, что говорят окружающие. В результате в подсознании накапливается гнев и раздражение, и это приводит к воспалению.

Часто заболевание ушей бывает у детей из-за того, что они не могут или не умеют выразить свои чувства. Их пониманию мешает страх. Когда в доме шум, родители и близкие ссорятся, то ребёнок часто реагирует на это воспалением уха, выражая таким образом свои чувства и давая своею болезнью сигнал родителям: «Обратите на меня внимание! Для меня важны тишина, мир, спокойствие и гармония в семье». Но всегда ли взрослые понимают это?

В детской практике на приём к ЛОР врачу детей приводят их родители, бабушки, дедушки, опекуны или няни. Часто их общение с ребёнком и доктором может дать много информации о психологическом состоянии ребёнка и анамнезе заболевания. И от того, как они воспримут рекомендации врача, во многом будет зависеть течение и исход заболевания. Поэтому роль просветительской деятельности очень велика.

Чаще болеют дети Капха конституции, кроме того детство, это возраст Капхи. Такани более рыхлые и чаще склонны к отёку. Евстахиева труба шире, короче и расположена под более пологим углом, чем у взрослых, что является предрасполагающим фактором для заброса патологической слизи в полость среднего уха. Дети являются зависимыми от окружения и питания. Часто у родителей и родственников ребёнка языком любви и заботы являются сладости и другие слизеобразующие продукты. Детей стараются кутать, ограждая от сквозняков, препятствуя естественному закаливанию. Чаще всего дети вынуждены подчиняться, что может вызывать у них внутренний протест и как следствие - заболевания. Здоровье человека начинается ещё до его зачатия, поэтому очень важна осознанность всех членов семьи на всех этапах жизни.
Очень часто отит идёт рука об руку с ринитом, аденоидитом и так далее. Следовательно, адекватными будут рекомендации по диагностике и лечению ЛОР органов, приведённые выше. Однако, есть ряд особенностей. Например, промывание носа у детей проводится крайне осторожно, поскольку есть риск заброса слизи в слуховую трубу.

Важным является своевременное удаление слизи из полости носа ребёнка и поддержание функции носового дыхания. Заложенность носа может сильно ухудшать течение заболевания и утяжелять общее состояние ребёнка, особенно находящегося на грудном вскармливании. В раннем возрасте дети не могут сами отсмаркивать, поэтому возможно применение различных приспособлений для аспирации слизи. Детей постарше важно обучать отсмаркиванию, поочерёдно из одной и из другой ноздри, для предотвращения заброса слизи в слуховые трубы. При высмаркивании использовать чистую мягкую хлопчатобумажную ткань.

Боль в ушах часто носит мучительный характер. Маленькие дети, неспособные сказать о боли, проявляют сильное беспокойство и теребят ушки. Может повышаться температура. Страдает общее состояние.

Считаю обязательным консультацию ЛОР врача, поскольку это острое состояние, которое может потребовать неотложной помощи.

Крайне осторожно надо относиться к прогреваниям (это может вызвать увеличение отёка и ускорить развитие воспалительного процесса). Возможно использование тёплого мешочка с солью на область сосцевидного отростка только в самом начале заболевания. Так же в этом периоде возможно закладывание в ушко турундочки с тёплым кунжутным или топлёным маслом, настоянным с асафетидой или нимом (масло не должно быть горячим). Если произошла перфорация барабанной перепонки, есть слизистое, гнойное или кровянистое выделение из наружного слухового прохода, то использование масляных, спиртовых и многих других капель противопоказано.

На практике видно, что часто заболевания ЛОР органов, особенно у детей протекают на фоне повышенного уровня эозинофилов в крови и слизистом отделяемом (одно время на приёмах я анализировала клеточный состав отделяемого из носовых ходов под электронным микроскопом), что может быть признаком аллергических процессов и паразитарных инвазий. Наиболее безопасным, неинвазивным и вполне обоснованным методом диагностики является вегеторезонансное тестирование, которое может дать расширенную информацию не только о возбудителях, но и о более тонких причинах заболеваний. Этот метод нередко показывал хорошие результаты, особенно в случаях частоболеющих детей.

Особое внимание в поддержании здоровья и лечении различных заболеваний отводится Огню пищеварения. Важность его сложно переоценить. Он позволяет трансформировать физические и ментальные токсины. Следовательно, различным микроорганизмам не придётся брать на себя функцию обезвреживания амы. Если ребёнок грудной, то важным становится протекание этих процессов и у кормящей матери. Ей же могут быть назначены Тришун и Ним.

Глухота, шум в ушах

Очень сильное неприятие к кому-либо и к чему-либо. Нежелание слушать и понимать, принимать другие точки зрения. Этому мешает упрямство, гордыня. Внутри накапливается сильная агрессия на окружающий мир, и это приводит к снижению слуха. Действительно, если человек не хочет что-то слышать и не желает понять, он тем самым обрекает себя на звуковую изоляцию от окружающего мира, и подсознанию ничего не остаётся, как вызвать глухоту.

А как вы думаете, что произойдёт, если постоянно говорить: «Слушать тебя не хочу»?

Воспаление уха всегда указывает на внутренний конфликт. Вам нужно прислушаться к своему внутреннему голосу, научиться слушать самого себя. Примирить конфликтующие части в своём подсознании

Нейросенсорная тугоухость
(неврит слухового нерва)

Рассмотрю лишь некоторые аспекты.
Это заболевание отражает сильное нервное напряжение от выслушивания кого-либо.

В моей практике часто встречаются пациенты с этим диагнозом, вызванным длительным воздействием сильного шума. Недавно поразил ответ одного мужчины на мой вопрос, в каких условиях он работает, был ответ, что они работают в аду. Действительно многие производства сопряжены с высоким уровнем шума, который в обычной жизни не встречается. Однако я заметила, что те пациенты, которые на приёме более раздражительны, пытаются перебивать, не дослушивая задаваемых им вопросов, обычно имеют более высокую степень нейросенсорного (страдает звуковосприятие) поражения слуха. Чаще это мужчины в возрасте Питты и Ваты. Конституция может быть разной.

Если выявляется нейросенсорная тугоухость в молодом возрасте, то чаще это патология из детства, контузия в период службы в армии, а так же прослушивание очень громкой музыки через наушники или в автомобилях (данный вид прослушивания музыкальных композиций видится мне просто как вид социального терроризма).

Ещё одно интересное наблюдение. Люди со светлым и открытым взглядом, позитивнонастроенные, уверенно и доброжелательно отвечающие на вопросы, даже имея вредность по производственному шуму, имеют достаточно сохранный слух.

А вот работники охраны, которые вынуждены сидеть подолгу на своём посту, монотонно проводящих своё время, тоже имеют сниженный слух. Однако аудиометрия показывает не нейросенсорную составляющую, а кондуктивную (страдает звукопроведение), при нормальном состоянии слухового прохода и барабанной перепонки. Создаётся ощущение, что сидячий образ их жизни приводит к отёку, в том числе и слуховых труб. Чаще это мужчины в возрасте, Капха конституции. Речь и мышление у них явно замедлены. Объяснения понимают не с первого раза.

В лечении нейросенсорной тугоухости полезно применять:
Коррекцию психосоматических реакций.
Если есть воздействие шума, то использование индивидуальных средств защиты (беруши, наушники). Иногда, перевод на работу, без воздействия шума.
Исключение прослушивания громкой музыки через наушники.
Сосудистая терапия.
Брами, лицетин, сумедха.
Наблюдение у сурдолога.
Гирудотерапия, иглорефлексотерапия, массаж и лфк.
Полезны промасливания, карнапурна, ароматерапия, коррекция питания и образа жизни.

Уши – это один из домов Ваты (субдоши). В лечении необходима коррекция Вата доши. Полезно проведение Карнапурны, можно выполнять её в период Ваты. Количество процедур не ограничено. Карнапурна возможна при любых нарушениях Ваты, за исключением острого отита и заболеваний, сопровождающихся перфорацией барабанной перепонки. Восстанавливает слух, способность слушать и слышать. Можно делать без предварительной абхьянги. Хорошо сочетать с пиндами и насьей. Масло используется кунжутное либо горчичное. Масло можно готовить с добавлением чеснока, асафетиды или бутончиков специи гвоздики.

Клинических случаев я заведомо не стала приводить, поскольку за время врачебной практики и изучения Аюрведических особенностей ведения пациентов с ЛОР патологией, обозначилась явная тенденция разделения их на группы в соответствии с конституциями, возрастом, образом жизни, течением и исходом заболеваний и т. д. Интересно то, что общая клиническая картина в этих группах действительно соответствует Аюрведическим знаниям.

Ещё раз хочется отметить роль врача в объяснении пациенту важности духовной практики. Важно предлагать Богу всё, даже то, что я говорю пациенту (мою деятельность). Отдавать всё в руки Бога.

Ещё раз хочу напомнить, что в описании и лечении заболеваний ЛОР органов я делала упор на взгляд Аюрведы по этим вопросам. И так как часто это запущенные случаи укоренившихся заболеваний, бывает необходимым прибегнуть к методам лечения аллопатической медицины, на усмотрение врача.

Источники знаний и благодарности

Осознавая важность парампары, основными источниками знаний для написания данной работы стали книги Михаила Альбертовича Суботялова, Ольги Васильевны Ольсон, Игоря Ивановича Ветрова, Владимира Юрьевича Дружиниа, Натальи Александровны Минченко, Пратима Райчур и Мэриан Кон, Р.Дальке, Бхакти Тиртха Свами, Валерия Владимировича Синельникова. Некоторые разделы их повествований я старалась анализировать и обобщать со своим клиническим опытом. Некоторые разделы приводила целиком в неизменном виде, чтобы сохранить ценную нить передачи реализованных знаний. Благодарю всех учителей парампары. Особая благодарность основателю и педагогу Академии практической Аюрведы Наталье Александровне Минченко за чуткость, профессионализм, терпение и преданность делу служения. Низкий поклон всем сотрудникам Академии практической Аюрведы и семейного центра Сарасвати, учебной группе, с которой мы постигали азы Аюрведы в течении трёх лет. Искренне надеюсь на дальнейшее продуктивное сотрудничество и дружбу. Вся слава Дханвантари.