МЕНЮ
АЮРВЕДА ПРИВЛЕКЛА МЕНЯ СВОЕЙ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ
МИХАИЛ СУБОТЯЛОВ
Те, кто занимается йогой серьезно, постоянно пересекаются с таким термином, учением, как Аюрведа. Мы решили выяснить, что же подразумевается под этим понятием, как отличить настоящую Аюрведу от «рекламной» и какова связь между йогой и Аюрведой.
На эти вопросы мы попросили ответить Михаила Альбертовича Суботялова, врача, специалиста по аюрведической медицине,доктора медицинских наук,
профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета и кафедры фундаментальной медицины Новосибирского государственного университета.

Михаил Суботялов: Аюрведа меня привлекла своей целостностью
Давайте начнем с того, что такое Аюрведа, каковы ее истоки и как она сейчас развивается или какие имеет формы?
Обычно Аюрведу переводят как знание о жизни: аюр – жизнь, веда – знания. Но это не совсем точный перевод, скорее это знание о гармоничной жизни, о гармонии с самим собой и окружающим миром.
Считается, что Аюрведа, как и йога, вечна. Это знание, которое существует по принципу «апарушея», что в переводе с санскрита означает «сотворенное не человеком», сотворенное свыше. Письменные же источники об Аюрведе насчитывают примерно 5 000 лет.
Есть три основных труда, Шастры: Чарака-самхитта, Сушрута-самхита, Аштанга-хридаям-самхита. Эти три канона составляют основу для изучения аюрведы. Сейчас наиболее востребована Аштанга-хридаям-самхита. Она кратко изложена и считается квинтэссенцией двух предшествующих трудов. Эти источники, как и по йоге, достаточно давние. Известно, что Патанджали Муни, который написал Йога-сутры, и Чарака, один из известнейших аюрведических врачей, записавший Чарака-самхиту - это одна и та же личность в разных воплощениях. Он дал наставления по йоге, и он же по аюрведе.
На сегодняшний же день Аюрведа переживает свой ренессанс, особенно, если говорить о западном мире. Она очень востребована, в первую очередь благодаря таким сильным популяризаторам, как Дипак Чопра, Дэвид Фроули, Роберт Свобода. Эти аюрведические врачи, одновременно являющиеся и авторами многих книг, в 80-90е годы вызвали у людей интерес к Аюрведической медицине. И сейчас практически в каждой стране люди уже слышали о том, что такое Аюрведа, есть специалисты, которые ей обучают. В том числе и в нашей стране есть очень сильные специалисты, создаются центры, проводятся консультации, обучающие курсы и т.д.

Вы писали, что Аюрведа издревле очень широко распространялась. И даже тибетские или гималайские лекарские традиции, китайская медицина брали свое начало именно в Аюрведе. Сегодня мы также имеем ряд направлений, которые причисляют себя к Аюрведическим, но таковыми не являются на самом деле… Как отличить настоящую Аюрведу от этих течений?

Можно обратить внимание на методы терапии, которые используются в традиционной Аюрведической медицине. В общем, это можно обозначить как натуропатия – лечение природными методами. Это фитотерапия (использование для лечения растений), ароматерапия (использование для лечения эфирных масел), диетотерапия (использование определенного рациона питания).
Но, например, сегодня за Аюрведическую выдают методики, не имеющие никакого отражения в классических Аюрведических текстах (в Шастрах), то есть не относящиеся к Аюрведе. Например, лечение камнями - в Аюрведе никогда не существовало такого метода. Далее – методы, когда привязывают к рукам и ногам какие-то ветки, коренья, растения и пр.
Кроме того, важно понять, как врач исследует человека. Аюрведический врач использует три основных метода: даршана (визуальное исследование), спаршана (тактильное исследование, например исследование пульса) и прашна (беседа, вопросы пациенту, сбор анамнеза).
В общем же, к Аюрведе относится то, что основано на классических Аюрведических текстах, Шастрах.

Вы также писали и о важности единения тела и духа для обретения здоровья. Но, тем не менее, большинство людей воспринимает Аюрведу именно как натуропатию. Они приходят скорее за рецептом, а не советом, как позаботиться о душе.

В Аюрведе есть три метода лечения. И если человек приходит, а ему дают сразу более возвышенные методы, он может просто-напросто не воспринять их. Итак.
Юкти Вьяпашрайа – рациональная натуропатическая терапия. К ней как раз относятся фито-, арома-, диетотерапия. И к ней же можно отнести такие методы йоги, как асаны и пранаяма. Это основа, начальная ступень.
Саттва Ваджая – ментальная психологическая терапия. Фактически человек должен изменить свой стиль жизни, мысли и поведение таким образом, чтобы у него преобладала саттва над раджасом и тамасом в жизни. То есть его жизнь должна стать более благостной, безупречной. Когда его не упрекают люди, он не испытывает вовсе или минимально ощущает в себе негативные эмоции, он правильно выстраивает свои взаимоотношения с людьми. То есть его мысли, поведение, отношения, речь становятся более благостными. К этому же методу относятся ступени йоги – яма и нияма.
Дайва Вьяпашрайа – духовное исцеление. Сюда относятся духовные практики, в том числе мантратерапия и медитация.
Таким образом, Аюрведа достигает целостности. Она включает в себя три пути исцеления. И фактически в идеале человек должен использовать все эти три метода.

А сейчас к вам люди приходят все-таки за физических здоровьем, или все больше понимают эту несомненную взаимосвязь телесного, психологического и духовного?

Многие приходят уже осведомленными. Но алгоритм работы пациента и врача заключается в том, что врач, как наставник, должен провести пациента поэтапно по этим трем ступеням. В первую очередь, он должен помочь ему телесно, то есть применить рациональные методы. Следующий этап – ментальная терапия. Врач советует менять стиль поведения, общения, менять питание – менять нездоровый образ жизни. Человек должен наладить отношения с людьми и собственную жизнь, начать работать над собой и внутренней природой, провести внутреннюю инвентаризацию.
Но часто после второго этапа у людей возникает гордыня. Чтобы этого не произошло, важен третий этап - Дайва Вьяпашрайа. Человек должен осознать свое истинное положение, свою духовную природу. При этом Аюрведа не связана ни с какой религией. И человек выбирает сам свой духовный путь. Но он не должен быть привязан к какой-то религии, он не должен считать одну религию лучше другой.
Как написано в Бхагавад Гите, нужно оставить все религии и выстроить свои отношения с Абсолютом. Это и есть йога. И мы еще раз приходим к тому, что аюрведа и йога очень взаимосвязаны.

Да, связь довольно крепкая…

Конечно! Аюрведа и йога имеют общие корни, истоки, используют единую терминологию. Например, признанный авторитет в Аюрведе Давид Фроули в своих статьях говорит о том, что единая терминология указывает на то, что эти два направления имеют один источник. Что те же асаны в йоге, они должны использоваться с учетом конституциональных особенностей человека, которые так важны в Аюрведе. То есть, если всем предлагают единый комплекс асан для решения каких-то проблем, то это неверный подход. Одни и те же асаны могут одному человеку принести пользу, а для другого будут нейтральны или даже нанесут вред.
Ну и, конечно, в Аюрведе используются йогические принципы, практически все 7 ступеней - не только асаны и пранаямы, но и яма-нияма, как основа дисциплины человеческой и социальной.

Михаил Альбертович, но почему вы в Сибири решили основать Институт Аюрведы? Ведь у нас есть своя культура, в том числе и целительская…

На этот вопрос сложно ответить. Нужно знать мою историю.
Я познакомился с аюрведической медициной в 1994 году, когда еще учился в мединституте. К 1996 году, когда я его закончил, я начал заниматься двумя видами деятельности – научно-преподавательской и Аюрведической медицинской практикой (изучением и консультациями).
В 2003 году накопленный мною опыт уже подтолкнул меня к тому, чтобы начать обучать людей. Я начал проводить курс повышения квалификации по Аюрведической медицине. На сегодняшний день я обучил более 500 человек из России и Украины. Постепенно из моих учеников образовалась хорошая команда, с которой мы и организовали этот Институт. Наш Институт – это команда специалистов. Я лично больше занимаюсь медицинской практикой и научно-преподавательской деятельностью.
Это не было изначальной задумкой, так просто сложились обстоятельства.

Но почему же вас заинтересовала именно Аюрведа, чем она вас привлекла?
Своей целостностью. Она закрывает абсолютно все вопросы, касающиеся медицины. То есть это единственная медицинская система, которая включает в себя полностью все аспекты. Три метода лечения, которые я перечислял выше, - в них есть всё. От Аюрведы произошли многие медицинские учения – китайская, японская, тибетская. Это подтверждено историками медицины.
Поэтому как я мог не выбрать ее. Я всегда стремился к тому, чтобы получить такое целостное знание, и судьба меня вознаградила.

И последнее. Какой совет нашим читателям вы можете дать, как сохранить или обрести здоровье сегодня современному человеку?

Я бы выделил несколько блоков:
1. Заботиться о своем теле и вести здоровый образ жизни. Соблюдать подходящий вам режим питания и режим дня.
2. Строить с людьми хорошие отношения, стараться не конфликтовать.
3. Заниматься любимым делом, чтобы ваша трудовая деятельность приносила вам удовлетворение.
4. Заниматься самопознанием. Изучить свою духовную природу.
Это и будет тот целостный подход, который советует Аюрведа.