МЕНЮ
Коршунова Юлия дипломная работа
«Амавата. Терапия в период грудного вскармливания»
Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе:
• Амавата
• Сандхивата
• Ваташонита
При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата — артрозу и остеоартриту, ваташонита — подагре.

• Амавата (आमवात) — это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограниченностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением температуры тела. Если болезнь прогрессирует, боли становятся очень интенсивными, жгучими и начинают перемещаться. Мочеиспускание становится скудным и частым. Нарушается сон. Пищеварение продолжает ухудшаться, возникают кишечные спазмы, запоры, тошнота и рвота. Часто бывают головокружения с чрезмерным потоотделением, скованность в суставах усиливается.
• Все эти симптомы, описанные в древних источниках, наиболее схожи с теми, совокупность которых обычно диагностируется как ревматоидный артрит в современной медицине. Данная патология встречается у 0,3 — 1,5% популяции и в 2−3 раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще всего в возрасте от 30 до 60 лет, хотя этой болезни подвержены люди всех возрастов. Тяжесть проявления колеблется от олигоартикулярного варианта течения с отсутствием или очень незначительными повреждениями отдельных суставов до полиартрита с обширными и значительными повреждениями.
Сравнение здоровых суставов и пораженных ревматоидным артритом
• Ревматоидный артрит (англ. rheumatoid arthritis) — это системное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением мелких суставов по типу эрозивно-деструктивного полиартрита неясной этиологии со сложным аутоиммунным патогенезом.
• Ревматоидный артрит специалистами относится к аутоиммунным заболеваниям. Для этой группы заболеваний характерно поведение клеток-защитников — лимфоцитов. Они, вместо того, чтобы активно диагностировать чужеродные бактерии, грибы, вирусы, и уничтожать их, начинают атаковать собственные здоровые клетки.
• Причины заболевания на сей день неизвестны. Косвенные данные: увеличение количества лейкоцитов в крови и скорости оседания эритроцитов (СОЭ) — указывают на инфекционную природу процесса. Полагают, что заболевание развивается в результате инфекции, вызывающей нарушения иммунной системы у наследственно предрасположенных лиц; но неэффективность лечения РА антибиотиками скорее всего свидетельствует о неправильности такого предположения.
• Заболевание характеризуется высокой инвалидностью (70 %), которая наступает довольно рано. Основными причинами смерти от заболевания являются инфекционные осложнения и почечная недостаточность.
• Лечение сосредотачивается в основном на облегчении боли, замедлении развития заболевания и восстановлении повреждений с помощью хирургического вмешательства. Раннее обнаружение заболевания с помощью современных средств может значительно сократить вред, который может быть нанесён суставам и другим тканям.
• Впервые может проявиться после тяжёлой физической нагрузки, эмоционального шока, утомления, в период гормональной перестройки, воздействия неблагоприятных факторов или инфекции.

Исторический экскурс

• Два наиболее древних текста Аюрведы — Сушрута Самхита (XI век до РХ) и Чарака Самхита (VIII век до РХ) описывают симптомы, связанные с болью и отеками суставов, но не выделяют амавату как отдельную нозологию. Оба текста описывают эти симптомы как сопровождающие избытки Ватадоши и относят их к Ватавйадхи — болезням Ваты. В соответствии с Чаракой, когда Вата поражает астхи (кости), она вызывает болезненную припухлость и скованность суставов. Сушрута указывает также на возможность воспаления и деформации суставов. Гораздо позже в VI веке, Вагбхатта в своей Аштанга Хридайам Самхите описал другое схожее состояние, назвав его ваташонита. Но, несмотря на схожие симптомы, этиология этого заболевания отлична от этиологии амаваты. Симптомы и этиология ваташониты наиболее схожи с современным описанием подагры. Термин амавата, и подробное описание данной болезни мы впервые встречаем в Мадхава Нидане, написанной Мадхавакарой в восьмом веке.

Значение термина

• Термин амавата состоит из двух санскритских слов: Вата и ама.
• Вата это одна из трех дош. Этимологически слово Вата означает «то, что передвигает». Вата доша является движущей и мотивирующей силой в человеческом теле и отвечает за инициацию любого рода активности. Две другие доши (Питта и Капха) считаются неподвижными в отсутствие Ватадоши.
• Местом наиболее выраженного присутствия Ваты в теле является область ниже пупка — в основном толстый кишечник. Здесь Вата обеспечивает правильную и своевременную элиминацию отходов.
• Среди трех дош Вата наиболее тонкая и легко поражается. Дисбаланс Ваты всегда стоит за любой физиологической дисфункцией.
• Основными качествами Ваты являются холод (сита), легкость (лагху) и сухость (рукша).

Ама - в переводе с санскрита означает — «непереваренное». Она представляет собой скопление токсинов, непереваренной пищи или отходов жизнедеятельности организма и усложняет лечение трех дош.
Ама – незрелая раса-дхату.
• В общем виде ама имеет те же характеристики, что и Капха: она тяжелая, плотная, холодная, вязкая и состоит главным образом из скоплений слизи. Но в то же время, она может соединиться с любой из трех дош.
• В психологическом плане ама образуется при сдерживании отрицательных эмоций. Непереваренные переживания становятся такими же токсичными, как и непереваренная пища.
• Когда пищеварительный огонь слаб, это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» — метаболических токсинов в ЖКТ, которые, благодаря движущей силе Ватадоши начинают циркулировать и затем откладываться в тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу. Ама имеет жирорастворимую природу. Ревматоидные патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения амы и Ваты.

Симптомы наличия амы в организме

• Потеря чувства вкуса и аппетита,
• Несварение
• Налет на языке
• Дурной запах изо рта
• Слабость, ощущение тяжести, усталость
• Апатия
• Признаки закупорки каналов и сосудов
• Нарушение отхождения нечистот (запор)
Дополнительные симптомы: накопление в организме отходов жизнедеятельности, неприятный запах тела, мочи и кала, глубокий, тяжелый или притупленный пульс, ослабление внимания, депрессия, раздражительность и подавление других дош.

Ама является корнем всех простуд, лихорадок и гриппозных состояний, а также всех хронических болезней, связанных со слабостью иммунной системы: от аллергий и сенной лихорадки до астмы, артритов и рака.
Доши, соединенные с амой, именуются сама.
Поскольку свойства дош изменяются при смешивании с амой, то травы, ослабляющие ту или иную дошу, могут оказаться неэффективными для ее ослабления в состоянии самы. Таким образом, следует различать не только дошу, но и то, с амой она или без нее, т.е. сама или нирама состояние.

Причины ревматоидного артрита: взгляд современной медицины

• Несмотря на обширные исследования, достоверная причина РА остается для медиков загадкой. На сегодняшний день ученые знают многое об иммунном ответе организма и механизмах воспаления, но первостепенные причины, вызывающие ревматоидный артрит, до сих пор неизвестны.
• Есть две теории: аутоиммунная (возможно, есть наследственный фактор) и инфекционная. Большинство врачей либо склоняется к одной из этих теорий, либо указывают обе эти причины.
• Так, например, исследованиями выявлено несколько маркеров в генах, при наличии которых вероятность развития РА повышается в десятки раз. Эти гены связаны с иммунной системой, хроническими воспалениями и развитием и прогрессированием артрита. Стоит отметить, что не все люди с такими генами болеют ревматоидным артритом и не все пациенты с таким диагнозом имеют в ДНК подобные гены.
• Ученые активно изучают такие инфекционные агенты, как бактерии и вирусы, поскольку они могут вызывать заболевание у людей с генетической предрасположенностью к артриту. Среди других причин РА женские гормоны (70% больных артритом – это женщины), реакция организма на стрессовые ситуации, например, физическая или психическая травма, вредные привычки, также может играть определенную роль.
• Многие специалисты, после исследований пришли к выводу, что иногда причина проявления ревматоидного артрита кроется в сильном эмоциональном потрясении. Как минимум у 50% пациентов болезнь начиналась после ударов судьбы – тяжелых разводов, потери близких, увольнений, а особенно, после изматывающих длительных переживаний. Это относится к неблагополучным семейным отношениям, невозможностью сосуществования совместно людей или при уходе за престарелыми людьми с неадекватным поведением. Не стоит сбрасывать со счетов и особенности характера каждого конкретного пациента.
• Так, еще в начале 20 века исследователи из Америки — А. Джонсон, Ф. Александр и Л. Шапиро признали, что роль эмоций в развитии ревматоидного артрита очень высока, тогда же они и описали особенности характера, которые чаще всего встречаются у «ревматических» больных.
• В любом случае, чаще всего для начала или рецидива заболевания необходим некий пусковой фактор, которым может стать тяжёлая физическая нагрузка, эмоциональный шок, утомление, период гормональной перестройки, воздействие неблагоприятных факторов или инфекции.

Причины возникновения амаваты в Аюрведе

• Мадхава Нидана описывает три основных причины амаваты:
1. Слабость огня пищеварения (Мандагни)
Когда огонь пищеварения (джатарагни) слаб, накапливается ама, что в свою очередь влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс дош, еще большую слабость огня пищеварения, снижение оджаса — силы сдерживающей патологические тенденции. Ама разносится по телу и откладывается в тканях.
Мандагни – это вид агни, при котором пища долго переваривается, порождает тяжесть даже после небольшого количества пищи, тяжесть в голове, отсутствие энтузиазма.
2. Неправильная диета (Вирудха-ахара)
Это пища, которая выводя доши из равновесия, не способствует выведению их из тела:
- пища, неподходящая по сезону или без учета биоклиматических условий;
- вошедший в привычку несвоевременный приём пищи;
- пища, не подходящая по конституции человека;
- загрязненная или испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты;
3. Неправильное поведение (Вирудха-чешта).
- Отсутствие физических упражнений и малоподвижный образ жизни.
Физические упражнения являются важным аспектом диначарйи — ежедневной деятельности, рекомендованной Аюрведой. В данном случае отсутствие физических упражнений ведет к плохому кровоснабжению и недостаточному удалению токсинов из периферических частей тела.
- Сдерживание естественных потребностей организма
- Нарушение режима сна и бодрствования
- Чрезмерная физическая нагрузка
- Физическая нагрузка сразу после еды.
• Кроме того, нужен пусковой механизм болезни – это выведенная из равновесия Вата-доша.

Патогенез (сампрапти)

Мадхава Нидана утверждает, что слабый пищеварительный огонь (мандагни) ведет к накоплению амы в ЖКТ. Затем ама абсорбируется через кишечную стенку и за счёт избыточной возбуждённой Ваты начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Ама ищет подобие, чтобы локализоваться.
Суставы соединяются с помощью Капхи (Слешака Капха), которая также питает и защищает суставные поверхности. Как и ама, Капха является тяжелой (гуру), влажной и жирной (снигдха), а также и холодной (сита) по природе. По причине этого подобия первой из дош смешивается с амой именно Капха.
Вскоре циркуляторные каналы (дхамани), которые питают области Капхи, переполняются амой и нарушается нормальная циркуляция.
Вслед за этим остальные доши подключаются к патологическому процессу.
Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную аму.
Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей.

Классификация амаваты

Хотя амавата является преимущественно болезнью Ватадоши, она дифференцируется на три основных подтипа — Вата, Питта и Капха. Подобная дифференциация дает врачу возможность более правильного и точного подхода к лечению.
Когда Питта соучаствует в патологическом процессе возникает жгучая и острая боль, суставы краснеют и пациент чувствует в них жар.
При Вата-типе боль также сильна, перемещается с места на место, но жжение не ощущается.
Если Капха соучаствует в процессе боль тупая, но больше проявлена скованность, часто сочетающаяся с ощущением зуда.
•Также могут быть комбинации любых двух или всех трех дош. Если одна доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три доши — болезнь считается неизлечимой.
•Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер амавата неизлечима.

Основные методы и этапы лечения Амаваты
•Так как ама присутствует в патогенезе от начала до конца, то и основной целью лечения является управление āma. Также необходимо на определенном этапе успокоить Вата-дошу и восстановить силы пациента. В чикитса сутра (основная идея лечения) āmavāta (Chakradatta & Yogaratnakara) подробно указаны для лечения следующие меры:
- Лангхана (облегчающая терапия)
- Сведана (прогревание)
- Дипана (принятие препаратов, усиливающих аппетит и улучшающих пищеварение)
- Тикта Кату (употребление горьких и острых субстанций)
- Виречана (послабляющая и очищающая терапия)
- Снехана (промасливание внутреннее и внешнее, делается только при достижении стадии нирама)
- Басти (Клизма-терапия)
- Упанаха (припарки без промасливания)

1. Лангхана (облегчающая терапия)
• Меры, которые производят легкость в теле, langhana. Из семи Шаман (умиротворяющие меры) описанные Вабхатой для langhana подходят шесть мер:
• Upavāsa (пост)
• dipana (прием препаратов для усиления аппетита)
• pāchana (улучшение пищеварения, переваривание амы)
• pipāsā (ограниченное потребление воды)
• māruta (воздушная ванна)
• ātapa (солнечные ванны)
• Все они полезны в лечении Āmavāta. Роль каждой из этих мер в лечении Āmavāta нижеследующий:
•1. Upavāsa (пост): нарушение пищеварения является главным обстоятельством в патогенезе Āmavāta. Голодание дает отдых для желудка и других органов пищеварения, помогает в улучшении их функций. Оно также помогает в переваривании āma. Голодание раз целиком или полдня в неделю является идеальным, но если не представляется возможным, то предлагается пропускать завтрак, обед или ужин или, по крайней мере, рекомендуются легкие диеты. Следует всегда избегать тяжелой пищи или пищевых продуктов, т.е. тех, которые трудно переварить.
•2. Pipāsā (ограничение питья): Рекомендуется пить ограниченное количество воды, только чтобы утолить жажду. Это потому, что чрезмерное принятие жидкости заливает и так уже небольшой Агни пациента, и снижает пищеварение. Горячая вода, напротив, усиливает Агни и способствует перевариванию āma, поэтому рекомендуется использовать теплую воду для всех целей.
•3. Māruta (воздушные ванны): Воздействия холодного воздуха или ветра противопоказано, потому что холодный воздух или ветер увеличивает Vāta, что в этом состоянии не рекомендуется. Но воздействие горячего воздуха, как в например в сауне, бане или на солнце - это хорошо.
•4. Ātapa (солнечные ванны): Воздействие солнечных лучей очень показано.
•5. Dipana - pāchana
•Для дипана-пачаны хорошо использовать состав Panchakola, который содержит равное количество пяти препаратов , улучшающих пищеварение и повышающих аппетит: viz. pippali (Пайпер longum), pippalimula (корень из Пайпер longum), chavya (Пайпер chava), chitraka (графит zeylanica) и nāgaram (Zingiber officinale). Когда черный перец добавляется к panchakola , то он известен как shadushna. Отвар Panchakola или Shadushna принимается в дозе по 15 мл два раза в день для переваривания āma на пустой желудок. С этой же целью можно использовать более простой состав Трикату.

2. Сведана (Прогревание)
Рукша СВЕДА, специально, либо в виде песка или грелки с горячей водой применяется в случае Āmavāta. До достижения нирама состояния, СВЕДА nādi может использоваться для прогревания нескольких участвующих суставов по состоянию на руки или ноги. Патра пинда сведа, особенно с листьями Nirgundi или касторового растения было в недавних исследованиях признано полезным в оказании чрезвычайной помощи при припухлость и боли. Листья Nirgundi или касторового растения нужно разрезать на мелкие кусочки и сделать мягкими путем жарки в небольшом количестве масла, затем поместить в мешок. Этот теплый мешок используется для прогревания суставов.
• Аналогично Churna пинда сведа производится горячим мешком с порошком лекарственных растений, таких как Rasnā, Vachā, Shunthi для прогревания пораженных суставов.
• Lavana пинда сведа делается с помощью горячего мешка, в котором содержится порошок из каменной соли (Saindhava).

3. Снехана
Как правило, снехана противопоказана в период āma, но выше упомянутые процедуры состоящие из горячих и сухих компонентов могут сделать тело сухим, и спровоцировать повышение Vāta. Поэтому после достижения nirāma состояния или когда тело начинает показывать симптомы сухости, может быть дано sneha. Для внутренней снеханы могут использоваться лечебные масла, такие как saindhvādi taila или rasona ghrita .
• Массаж
Растирание пораженных суставов, таким образом, как делается обычный массаж, увеличивает боль и отек, воспаление суставов, поэтому его следует избегать. Маслянный массаж противопоказан в āma стадии. Однако vishagarbha taila может применяться осторожно на пораженные суставы, особенно до подвержения Svedana. Vishagarbha taila состоит из dhattura (Дурман индийский), kānji, Калка , kushtha, vachā, черный перец, Вища, очищенные семена dhattura и каменной соли. Массаж с этим маслом может применяться внешне даже в āma состоянии, особенно до прогревания, но он должен производиться осторожно при болезненных и опухших суставах, чтобы не доставить дискомфорта пациенту.
• Матра басти
Для удаления жирорастворимых токсинов из кишечника и тканей, а также для контроля и стабилизации Ватадоши назначаются ежедневные клизмы с теплыми лекарственными маслами, называемые матра басти. Объем такой клизмы — 75 мл. Используются масла на основе кунжутного, сваренные особым способом с лекарственными травами, молоком и другими компонентами. Наряду с другими традиционными маслами, чаще всего для матра басти используют Дханвантарам тайлу. Можно использовать смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1. Пациент должен лежать на левом боку. Для клизмы традиционно используют специальные клистиры. Можно использовать шприц Жане и катетер. Важно чтобы при постановке клизмы в кишечник не попадал воздух, введение масла было плавным и медленным. Резиновые груши категорически не подходят для данной процедуры. Матра басти ставят через 15−30 минут после еды. Зимой и весной ранним утром, летом и осенью ранним вечером. Матра басти не требует предварительного масляного массажа и прогревания, хотя, если условия позволяют это будет не лишним.

4. Shodhana (Шодхана)
• Шодхана противопоказана в стадии Āma и вообще Вамана, rakta mokshana (кровопускание) и Насья похоже не играют непосредственную роль в лечении Āmavāta. Поэтому только Виречана и Басти может осуществляться для шодхана, что также возможно при достижение nirāma состояния, после принятия āma-pāchana средств.
• Виречана (послабляющая терапия) играет важную роль в управлении Āmavāta. После достижения nirāma состояния, поста и принятия препаратов, со свойством дипана-пачана, внутреннее умасливание может быть сделано с saindhavadi или brihat Saindhvādi taila (Bhāva Prakāsha) (в течение 3-х дней или до достижения положительного эффекта). Через три дня делается мягкая абхьянга и svedana (прогреваие) или делается только СВЕДА Рукша (сухое прогревание), что зависит от состояния пациента или болезни.
• В день Виречана, в сочетании с послабляющими средствами, такими как trivrit, āragvadha, haritaki, дается касторовое масло. Нужно избегать использования резких слабительных, как jayapāla, хотя указанные пациенты, как правило, имеют жесткий кишечник (krura koshtha)
• Виречана с касторовым маслом (Эранда тайлам): Очищение кишечника с касторовым маслом очень полезно в лечении āmavāta. Оно может даваться один или два раза в неделю или ежедневно. 5-10 мл касторового масла в одиночку или с порошком имбиря (Shunthi) может приниматься на пустой желудок. Оно считается весьма эффективным в оказании скорой помощи пациенту. Так как это Sneha Виречана, то не требуется предварительного промасливания.

5. Басти (Клизмотерапия)
• Обычно указывается niruha Басти (детоксикационные, очистительные клизмы) в āmavata, Anuvāsana (маслянные) Басти противопоказаны. Однако в случае чрезмерной сухости или если необходимо, то можно чередовать очистительные и маслянные клизмы. Anuvāsana делается с saindhavadi. Обычно два типа Niruha Басти: Kshāra Басти и Vaitarana Басти предписаны для значительного облегчения, и вот что о них сказано:
• Басти Kshāra: в Āmavāta указывается конкретно Басти Kshāra. Она состоит из dashamula kvātha, коровьей мочи, Saindhava, Saunpha, Imali и Гуда. Она проводится один раз в день на пустой желудок, предпочтительно утром непрерывно в течение трех дней;
Затем дается перерыв в течение трех дней и снова три Kshāra Басти делаются таким же образом.
Таким образом, нужно сделать три-семь курсов согласно реакции и состоянию больного (Chakradatta-Niruha Adhikra-31)
Vaitarna Басти: это похоже на KshāБасти, только разница что в Vaitarana Басти, Tila Taila или Saindahavadi Taila используется в дополнение к выше упомянутым ингредиентам Kshāra Басти (Chakradatta-Niruha Adhikāra-31)

6. Упанаха (Припарки)
Для удаления амы применяются также припарки из трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойным действием, такие как дхаттура (дурман вонючий — Datura stramonium), шунти (имбирь лекарственный — Zingiber officinalis), харитаки (миробалан кабульский — Terminalia chebula), куштха (горькуша лопуховая — Saussurea lappa), расна (ванда шахматная — Vanda tesselata), вача (аир болотный — Acorus calamus). Важно смешивать травы, используемые для припарок при амавате с кунжутным и касторовым маслами. Также в припарки добавляют каменную соль (саиндхава) и кислое молоко. В период обострения воспаления нужно применять припарки очень осторожно.

7. Физические упражнения — вьяяма
Регулярные физические упражнения — важный аспект в лечении амаваты. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению амы. Вагбхатта во второй главе Сутрастханы Аштанга Хридайам рекомендует делать упражнения в половину силы зимой и весной и с еще меньшей силой летом и осенью, пока пот не выступит на лбу и подмышками. Обычно мягкие нагрузки, такие как ходьба или простые асаны хатха-йоги рекомендуются с начала лечения.

Исходные данные пациента.
Пациентка К, 37 лет. Пракрити Капха-Вата, викрити на период обращения Капха-Вата.
• Через 1,5-2 месяца после родов резко наступил рецидив ревматоидного полиартрита, который был диагностирован впервые в возрасте 20 лет (Были поражены лучезапястные суставы на обеих руках, голеностопные суставы ног, межфаланговые суставы пальцев рук и ног. Более активно были поражены суставы с правой стороны тела. Заболевание было активно в течение 3-х лет, затем наступил период длительной ремиссии, иногда, на погоду или при физических нагрузках были обострения, в последние 3 года было стойкое улучшение, при помощи практики йоги была практически восстановлена подвижность всех суставов.)
• На период обращения жалобы на ломоту и тяжесть во всем теле, слабость, головные боли. Скованность и сильные ноющие боли в суставах кистей рук, стоп, коленей, локтевых и плечевых суставов, потеря подвижности суставов. Без приема обезболивающих препаратов (диклофенак) не может ходить, приседать, сгибать-разгибать руки и т.д. Состояние ухудшается в пасмурную и сырую погоду, а также в ветреную и холодную. Боли и скованность сильнее выражены утром.
• По анализам крови мы видим низкий уровень гемоглобина (Hb 89), повышены А-тела к модифицированному цитруллиновому виментину - 49,3 (норма 0-20), повышен ревматоидный фактор до 180 ед. (норма 0-25).
• Диагноз основной: Ревматоидный полиартрит, 2-я степнь активности,
• Сопутствующий диагноз: хроническая гипохромная анемия 2 степени.
• Ситуация осложняется тем, что пациентка кормит грудью, поэтому не все лекарственные препараты могут быть назначены, также невозможно проведение жестких очистительных процедур или применение строгих диет. Все дальнейшее лечение проводилось после консультации у Головинова А.Ю., т.к. ситуация весьма непростая.

Причины возникновения заболевания (нидана) в конкретном случае
В возникновении и развитии заболевания в описываемом случае имели место все три основных причины амаваты, описанных в Мадхава Нидане:
1. Слабость огня пищеварения
Пракрити и викрити пациентки совпадают – это Капха-Вата. Это уже само по себе подразумевает слабый огонь пищеварения.
Кроме того сами по себе беременность, роды ослабляют джатарагни.
Кроме того пациенткой нарушался режим питания и режим дня, много тяжелой и питательной пищи во время беременности и слишком большое потребление жидкости в послеродовом периоде, дневной сон, практически отсутствие или минимум физических нагрузок – все это еще больше угнетало итак слабый огонь пищеварения.
2. Неправильная диета
- пища, неподходящая по сезону или без учета биоклиматических условий;
- вошедший в привычку несвоевременный приём пищи;
- пища, не подходящая по конституции человека;
- загрязненная или испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты
Во время беременности пациентка употребляла много тяжелой и питательной пищи, т.к. врачи настаивали на большом количестве белковой пищи, то это в первую очередь, был творог в виде сырников, запеканок и т.п. Также сыры. Эти продукты сами по себе являются амогенными и не рекомендуются для употребления в пищу. Дадхи нельзя нагревать, сыр также является очень трудно перевариваемым продуктом.
При этом препараты дипана-пачана не употреблялись, количество специй было ограниченно, особенно черного перца (чтобы не стимулировать апана-вайю).
Часто было переедание и нарушение режима питания из-за ночных приступов голода во время беременности.
Все это привело к заболеванию гайморитом на 6-ом месяце беременности. После этого пациентка соблюдала диету по Капха-Вата типу.
Однако можно констатировать, что накопление амы началось уже во время беременности.
После родов у пациентки были некоторые проблемы с лактацией, для усиления лактации она принимала много лактогонных чаев (около 3 и более литров жидкости в день), разводя их молоком, а также включила в рацион продукты, усиливающие лактацию: бананы, грецкие орехи. Причем делалось это без меры, из-за страха потерять молоко. Специи были сведены к минимуму, из-за опасений возникновения аллергических реакций у ребенка.
Прибавим к этому атонию толстого кишечника после родов и соответственно, постоянные запоры, и получим картину абсолютно амогенного питания на фоне практически не работающего огня пищеварения.
3. Отсутствие физических упражнений и малоподвижный образ жизни.
Во время беременности и в послеродовом периоде физическая активность естественным образом ограничивается. Кроме того, у пациентки сидячая работа, способствующая возникновению застоев в организме.
Как мы уже выяснили, нужен еще пусковой механизм болезни – выведенная из равновесия (разгневанная) Вата-доша. В данном случае пусковой механизм был идеальным – это процесс родов.

Назначения: диета
• Первое и самое важное – исключить все мучные и кондитерские изделия, включая хлеб.
• Есть только по голоду и не переедать! Никаких перекусов! Это очень важно.
• Должно быть все стабильно в питании и режиме.
• Следует отвергнуть: кисломолочные продукты, рыбу, молоко, сахар-сырец , урад-дал, сладкие кондитерские изделия, овощи вязкой консистенции (picchila) (например батат, картофель), тяжелую и закупоривающую каналы пищу. Также нельзя находиться под воздействием восточного ветра, Недопускается пища и поведение viruddha(неправильная, неподходящая) и asātmya (непривычная),), vishamāshana (нерегулярные пищевой привычки), подавление естественных потребностей, ночные пробуждения, дневной сон и загрязненная вода вредна для пациента с ревматоидным артритом.
• Необходимо употреблять: ячмень, кулаттха, красный рис, гречка и другие трина-дханья (пшено, кукуруза, ячмень), горькие листовые овощи, свежий имбирь, горячая вода, чеснок, такра (молочная сыворотка), острые и горячие субстанции, обладающие свойствами дипана.
• Зерновые и крупы: Можно ячмень, пшено, кукурузу, гречку, крупу из цельнозерновой пшеницы, длинный рис (лучше басмати). Нельзя овсянку, манку и такую пшеницу как кус-кус, булгур и пр., круглые сорта рисаю
• Бобовые: Можно только маш и красную чечевицу – подходят идеально. Зеленая чечевица допускается тоже. Готовить бобовые нужно с большим количеством кумина, асафетиды и кориандра.
• Овощи можно все, кроме картофеля и тыквы - их исключить.
• Из фруктов убрать полностью: бананы, финики, изюм.
• Молочные продукты исключить полностью, кроме молочной сыворотки, которой можно пить много, в любом виде: как отдельное питье, с едой, можно ее подогревать. Молочная сыворотка очищает каналы тела – шроты.
• Масла. Должно быть много растительных масел: идеально подходят кунжутное, горчичное (до 50 мл в сутки). Оливковое, кокосовое – не подходят, льняное масло исключить.
• Из сладостей можно старый мед, сухофрукты (курага, чернослив). Белый сахар небольшое количество можно, коричневый исключить.
С топленым и сливочным маслом осторожно, хотя топленое масло немного можно.
• Пища должна быть острая, специй как можно больше! Питье и еда должны быть горячими!
• В рационе должно быть 30-40% сырой пищи: овощи, фрукты – для поддержания хорошей перистальтики и исключения запоров. Для налаживания перистальтики хорошо есть свеклу с черносливом, можно ежедневно.

Основные растения и средства
1. Раснасаптакам кашайа чурнам. Принимать: 2 ч.л. 2 раза в день, натощак. В состав входит Плюхея остролистная (Расна)
Расна переваривает аму. Горькая, тяжелая, горячая по вирье, уменьшает Капху и Вату, устраняет отеки, затруднения дыхания, подагру, колики, болезни брюшной полости, кашель. Применяется при ишиасе, артритах (в т.ч. ревматоидном), болях в икрах, бедрах, позвоночнике, крестце, пояснице и боках.

2.Дханвантарам кашайа чурнам. Принимать:2 ч.л. 2 раза в день, натощак. Состав применяется при всех видах расстройств Вата-доши. Хорошо зарекомендовал себя для лечения всех видов ревматических заболеваний. Применяется при подготовке и во время беременности, а также для восстановления после родов. В состав входит Ашвагандха.

3. Ажгон семена. Обладает острым вкусом и пряным ароматом, применяют в кулинарии в качестве пряной приправы, используют в аюрведической медицине в качестве антисептического, ранозаживляющего и противоглистного средств. Улучшает аппетит и пищеварение, обладает горячей вирьей и имеет острый випака. Относится к горячим ветрогонным травам, снижает Вату и Капху, усиливает агни. Рекомендуется при блокировке Вата -доши амой.

4.Йогараджа гуггулу. 1 таблетка 2 раза в день, натощак.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СОСТАВА:
Plumbago zeylanica, Piper longum, Trachyspermum ammi, Carum carvi, Embelia ribes, Apium graveolens,
Cuminum cyminum, Cedrus deodara, Piper chaba, Eletaria cardamomum, Saussurea lappa, Pluchea lanceolata,
Tribulus terrestris, Corriandrum sativum, Terminalia chebula, Terminalia belerica, Emblica officinalis, Cyperus
rotundus, Zinziber officinale, Piper nigrum, Piper longum, Cinnamonum zeylanicum, Vetiveria zizanioides,
Cinnamomum tamala, Commiphora mucul и другие растительные и минеральные вещества.
Современные исследования и клинические испытания, проводимые в Юго-Восточной Азии, в США и странах Европы, подтвердили гармонизирующее и очищающее воздействие этого препарата на различные ткани тела и его особую эффективность при аутоиммунных, воспалительных и дегенеративно-дистрофических заболеваниях суставов.
Применение: «Йогорадж Гуггул» применяют при полиартритах, артрозах, спондилезах позвоночника, радикулитах, травмах костно-суставной системы, подагре, хронических гепатитах, системных дерматитах и угревой сыпи, паркинсонизме, заболеваниях крови и нарушениях пищеварения.
Биохимические исследования показали, что основное действие препарата обусловлено его способностью активизировать центры саморегуляции и детоксикации суставов, позвоночника и почек. Вследствие этого из организма начинают постепенно выводиться эндотоксины и клеточные «шлаки», исчезают воспаление и отек суставов, улучшается микроциркуляция костно-суставных тканей и кожи, нормализуется биохимический состав и необходимый объем синовиальной жидкости, усиливается регенерация хрящей, восстанавливается иммунное равновесие и достаточно быстро проходит суставная боль.
«Йогорадж Гуггул» нормализует работу почек потовых и сальных желез и активно выводит из организма
ураты, оксалаты, холестерин и нерастворимые соли кальция.
Кроме того, препарат улучшает работу ферментов поджелудочной железы и тонкого кишечника и устраняет застой в желчевыводящей системе
печени.

5. Хингувачади чурнам. Принимать 1 ч.л. 2-3 раза в день, перед каждой едой.
Препарат с действием дипана-пачана. Назначается при слабом огне пищеварения, вздутии живота, метеоризме, запорах, диспепсии, анемии. Вызывает аппетит, улучшает перистальтику. В состав входят асафетида, пять видов соли, также имбирь и несколько видов перца.

6. Имбирь. Сухой или свежий есть в больших количествах во время приема пищи. (До 50 г на прием свежего, или 1-2 ч.л. сухого).

7. Трикату чурнам. Принимать 1 ч.л. 2-3 раза в день, после каждой еды.
Одно из самых древних средств Аюрведы, широко применяемое при разных состояниях, относится к разогревающим составам. Действует в тонком кишечнике, где он разжигает Агни (Огонь пищеварения). Принятие после еды убыстряет пищеварение. Это очень простая по составу смесь — в равных частях берется черный перец (Black pepper), длинный индийский перец пиппали (Pippali) и имбирь (Ginger). Перемалывается все вместе и хранится в закрытой банке.

8. Вйошади кашайа чурнам (анемия). Принимать 2 ч.л. 2 раза в день, после еды.

9. Харитаки чурнам. Принимать 1-2-3 ч.л. (в зависимости от кишечника)на ночь, натощак
• Харитаки (Terminalia chebula) - одно из самых известных растений аюрведической медицины. Оно принадлежит к одним из миробаланов (греч. myrobalanos, от myron - благовонное масло и bаlanos - жёлудь), растениям из семейства комбретовых.
• В Аюрведической и Тибетской медицине растение нередко называют "царём всех лекарств". Где бы в организме не возникал патологический очаг, харитаки подавляет его, активизируя защитные силы, улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению.
•В терапии используется плод харитаки, который воздействует на все ткани-элементы. Системы: пищеварительная, выделительная, нервная, дыхательная. Действие: омолаживающее, тонизирующее, вяжущее, послабляющее, укрепляющее нервы, отхаркивающее, противоглистное.
• Показания: кашель, астма, охриплость голоса, икота, рвота, геморрой, понос, плохое усвоение пищи, вздутие живота, паразитарные инфекции, опухоли, желтуха, болезни селезенки и сердца, кожные болезни, зуд, отеки, нервные расстройства.
• Предостережения: беременность, обезвоживание, сильное истощение или изнеможение.
• Харитаки, хотя и обладает очень вяжущим вкусом, является одним из важнейших растений Аюрведы. Оказывает омолаживающее действие на вата дошу, регулирует капху.
Прохождение курса лечения

• Пациентка начала лечение ревматоидного полиартрита, в ноябре 2015 года. После 2,5 месяцев лечения (декабрь 2015-январь 2016) были значительные улучшения, боли в суставах почти прошли, иногда беспокоил только правый лучезапястный сустав (в основном при пасмурной погоде).
• Затем, в начале февраля попала с ребенком в больницу (на месяц), там подхватила ОРВИ, и кишечную инфекцию, температура была под 40, несколько дней не ела, похудела на 10 кг. В больнице не было возможности продолжать лечение, диета нарушилась. После выхода из больницы «накинулась» на еду, опять же нарушая периодически диету, но т.к. кормит грудью, остановиться не могла — все время хотелось есть. Препараты не принимала. Таким образом, возник перерыв в лечении на 2 месяца.
• В конце марта опять началось обострение, снова села на жесткую диету.
• С 20 апреля вновь стала принимать препараты. Сейчас, спустя 14 дней (04.05.16) стало немного лучше, болит постоянно только правый лучезапястный сустав, на погоду могут болеть все суставы кистей рук.

Список используемых источников:
1. Лад Васант, Фроули Давид. Травы и специи. Перевод с английского, 10е издание, - М.: Сатва, Профиль, 2013 – 320с.
2. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Аюрведа: Источники и характеристика: Монография, – М.: Философская Книга, 2015. – 272 с.
3. Суботялов М.А., Катанугина О.В. Исцеляемся с Аюрведой легко и просто . – М.: Филосовская книга, 2014. – 448 с.
4. Головинов А.Ю. Амавата – ревматоидный артрит// "Традиционная медицина. Восток и Запад", № 2 (13) том 4, 2007, Новосибирск
(http://ayur-veda.dp.ua/newsdesk_info.php/newsdesk_id/111)
5. DR. MANDIP R. GOYAL. Applied Aspect of Chikitsa Sutra (Principle of Treatment) of Amavata (Rheumatoid Arthritis) // Journal of Ayurveda Physicians & Surgeons (JAPS). (www.japs.co.in)